Правила новой женщины: что феминистка Коллонтай планировала запретить советским девушкам
Александра Михайловна Коллонтай прославилась не только, как революционерка и большевичка, одна из создателей нового советского государства, первая в истории женщина-министр, первая в новейшей истории женщина-дипломат, но и как теоретик феминизма нового типа – марксистского феминизма.
Чем марксистский феминизм Коллонтай отличался от «просто феминизма»
Начало XX века – это эпоха бурного развития движения суфражисток. Так назывались женщины, боровшиеся за равные права с мужчинами, прежде всего, за равные избирательные права. Коллонтай и сторонницы «марксистского феминизма» считали суфражисток классово чуждыми себе элементами, презрительно называя их «равноправками».
Добиться равных прав с мужчинами в рамках буржуазного общества, по мысли Коллонтай, было совершенно недостаточно. Следовало сначала разрушить это буржуазное общество, построить новое, социалистическое. И в этом новом обществе создать условия для равноправия женщин и мужчин.
А для нового общества нужна новая женщина.
Концепция «новой женщины»
Сама идея «новой женщины» принадлежит не Коллонтай. Этот персонаж возник еще в XIX веке в произведениях Ж. Санд, Тургенева, Чернышевского, Ибсена и других. Это был действительно новый тип героини литературного произведения: женщина, стремящаяся сама строить свою жизнь, быть независимой и самостоятельной личностью.
Коллонтай в своих статьях и художественных произведениях призывает отказаться от «отживших» женских типов, как в литературе, так и в жизни. К «отжившим» типам Коллонтай относит: милую девушку, счастливо вышедшую замуж; жену, страдающую от мужниных измен; жену-изменницу; старую деву, которая печалится о своей несчастной любви в ушедшей юности; порочную или несчастную «девицу легкого поведения».
«Новая женщина» не должна зависеть от мужчины, его порядочности или порочности, любви или нелюбви к ней. Она живет интересами общества, а не своей семьи и борется за свои права наравне с мужчиной. Такие женские добродетели, как терпение, чувствительность, мягкость, умение уступать и т.д., которые веками воспитывали в женщинах традиционного общества, должны быть забыты и отвергнуты. Женщина впредь не только, и не столько жена и мать или любовница, она – труженица и борец. Вообще, из написанного Коллонтай очевидно, что семью она считала глубоко отжившим, буржуазным институтом, созданным исключительно для того, чтобы закабалить женщину. В счастливом будущем, о котором грезила Александра Михайловна, семья исчезнет, ей на смену придет свободная любовь. Да и любовь между мужчиной и женщиной тоже отступит на второй план, поскольку важнее всего будет любовь к своему коллективу, к обществу.
Качества «новой женщины»
Отказавшись от традиционных добродетелей, которые, по мнению Коллонтай, культивировались исключительно для того, чтобы мужчине было удобнее манипулировать своей жертвой, «новая женщина» должна была воспитать в себе комплекс новых правил и принципов. Вот они:
— умение побеждать свои эмоции и выработать внутреннюю самодисциплину; (чувства для «новой женщины» — это не главное. Главное – работа на благо коллектива!)
— умение уважать не только свои чувства и свободу, но и свободу других; («новая женщина» не должна быть, по выражению Коллонтай, «ревнивой самкой»).
— умение противостоять деспотизму и насилию; («новая женщина» ищет бережного отношения к своей личности, не соглашаясь на манипуляции и насилие над собой).
— умение быть самостоятельной и независимой («новая женщина» стремится быть самостоятельной, ее интересы выходят за рамки семьи и любви).
— умение жить в ладу со своей сексуальностью, не скрывать ее. (за свободную любовь!).
Интересны представления Коллонтай об «эросе». Она писала о «бескрылом эросе» и «крылатом». «Бескрылый эрос» — это интим без особых взаимных чувств, направленный лишь на то, чтобы утолить физиологическую потребность. Его время – это суровые дни революции, Гражданской войны и строительства нового общества. Время, когда «не до любви». «Крылатый эрос» — это сексуальные отношения, построенные на эмоциональной привязанности. Когда новое общество будет построено, тогда у свободных женщин появится возможность предаваться и «крылатому эросу».
Как сама Коллонтай реализовывала эти теории в жизни
Коллонтай, как известная проповедница «свободной любви» нисколько не стесняла себя в «эросе». Ни в «бескрылом», ни в «крылатом». У нее было довольно много сексуальных партнеров, самым знаменитым из которых является, безусловно, матрос Павел Дыбенко. Некоторое время этот человек был Народным комиссаром по морским делам, что давало повод для острот – Коллонтай, поскольку они с Дыбенко часто появлялись вместе, называли «замом» наркома «по морделам», то есть, «замком по морде».
Этот полуграмотный, но сильный, колоритный, и весьма, видимо, харизматичный мужчина, настолько очаровал Александру Михайловну, что она забыла свое неприятие семьи и вышла за него замуж. Брак был не особенно счастливым, Дыбенко постоянно изменял жене, она очень страдала от этого. Наконец, революционная пара распалась. Сама жизнь показала, что декларировать уважение к свободе других и отсутствие ревности — одно дело, а воплощать эти идеи на практике — совсем другое.