"Кровь на асфальте" достойна того, чтобы стать темой обсуждения
Союз создавался под сверх-задачу: Мировая революция, Рай на земле и т.д. Для простого быта, сытого и теплого, Союз не годится. И когда сверх-задачи умерли, а главными стали вопросы быта, т.е. наивное и обычное мещанство, когда ослабла идеологическая хватка, наверх вылезло то, что спало внутри. И бандитская улица там спала тоже.
*
Все было точно так, как показано, и даже хуже. Насилие было немотивированным. Чтобы проломить человеку череп или унизить его на глазах девушки достаточно было, чтобы он был с другого двора или района. То есть полное отсутствие идеологии, рассовых или культурных отличий (все - пролетарии и все одинаково скромно живут), а голое насилие.
Это, господа, духовный кризис. Иного безбожный быт родить не мог в принципе.
*
Место действия - городские окраины. Это опасная пограничная зона: уже не деревня, и еще не совсем город. Промка. Серость. Одинаковые дома, хоть волком вой. Вот и завыли. До революции в рабочих кварталах непременно церковь строили. Иначе работяга массово пить будет и бузить начнет. В годы железного атеизма люди остались один на один со своим звериным нутром. Вездесущий гипсовый Ленин не спасал, но еще больше раздражал.
Кроме того, процент сидевших в стране победившего социализма был серьезным. А "откинувшийся" взрослый чел всегда будет авторитетом в глазах малолетних волчат. Начнутся приблатненные разговоры, "понятия", возникнет иерархия, правила... Все это не требует сверх-усилий. Даже как-то само собой возникает. Малолетнее геройство + налет блатняка от взрослых + советское отсутствие твердой нравственной почвы (Бога ведь "нет" и значит Все можно). Вот вам и уличная преступность в запредельных масштабах на последнем этапе Советской мечты.
*
Потом люди будут взрослеть. Голый мордобой из интереса станет превращаться в способ криминального заработка. Союз продолжит хиреть и рушиться. Начнутся видео-салоны, передел собственности, кооперативы. Порнография и проституция станут повседневностью, и дворовые Робин Гуды плавно и органично перетекут в настоящую орг. преступность.
Говоря словами Бориса Рыжего, который - плоть от плоти и той эпохи, и всей ее проблематики:
Они споткнутся с медью в черепах
Как первые солдаты Перестройки.
*
Вообще пронзительное творчество так мало пожившего Б. Рыжего - яркая иллюстрация к "Крови на асфальте". В глубинке это поколение вышло со "школьного двора в районе Вторчермета", и идти им особо было некуда. Вот и сбились в стаи, типа чтобы выжить, а на самом деле, чтобы быстрее умереть.
*
Не надо плеваться в историю. Но не надо и сакрализовать в Союзе то, что никак не помещается в рамки киота. Не стоит и бояться рецидива уличных Казанских процессов. У них сегодня нет социальной базы и достаточно сильны антидоты против той стадной заразы. Соблазны и опасности сейчас другие и история не повторяется. А знать ее надо.