Когда похороненный казак считался непогребенным
На самом деле обряд погребения у казаков был не так прост, как может показаться на первый взгляд. Особую трудность составляли похороны казака, погибшего вдали от родного дома. Именно поэтому многие носили с собой определенные атрибуты, облегчавшие погребение. Без некоторых из этих предметов похороненный казак не мог считаться погребенным.
Щепотка земли
Обряд погребения казаков, как ни странно, был непосредственным образом связан с суевериями, свойственными представителям воинства. Так, по утверждению А.В. Ярового, автора издания «Воинская культура казачества: символическое пространство и ритуал», казаки, которые, как известно, большую часть времени проводили в походах, всегда брали с собой небольшую горстку или частичку родной земли. По словам Яровой, землю набирали, как правило, около церкви или на кладбище, часто с могил родственников. Если такой возможности не было, землю можно было «позаимствовать» и в саду возле дома. Землю зашивали в мешочек и привешивали к кресту, образку или ладанке.
Однако подобный «аксессуар» не являлся украшением или своеобразным проявлением тоски по дому. Как указано в сборнике «Казачий Дон» (доктор исторических наук А. В. Венков и другие авторы), родная земля, наравне с текстом написанной от руки молитвы (обычно 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго»), считалась мощным оберегом. Казаки верили в то, что частичка родины обязательно убережет их от ранений и других опасностей, поджидающих их в пути или на поле брани. Впрочем, как отмечают авторы упомянутого издания, перечисленные предметы фактически заменяли обряд погребения, если смерть заставала казака внезапно и вдали от близких или сослуживцев.
Полынь-трава
Аналогичные функции (оберега и погребального атрибута) выполняла и полынь. Александра Дроботун в своем труде «Специфика казачьего восприятия запаха в произведениях М.А. Шолохова» упоминает о том, что именно эта трава является одним из древнейших священных символов казачества. В соответствии со старинной традицией в казачьих домах веточку полыни обязательно клали за икону. Ни с чем не сравнимый аромат полыни также ассоциировался у казаков с родной донской землей. Впрочем, полынь всегда считалась и неким «олицетворением» печали. Поэтому неудивительно, что, если в походе казака заставала смерть, ему в руки вкладывали вместе с традиционной погребальной свечой ветку полыни.
Вообще, как горсть или щепотка земли, так и горькая полынь, были обязательными предметами, использовавшимися во время похорон представителя казачества. Дело в том, что, по утверждению Е.И. Дибровой, автора издания «Словарь языка Михаила Шолохова», казак считался непогребенным, пока на его могиле не разбрасывали родную землю, взятую из мешочка-оберега, и не клали веточку полыни. Недаром, если верить В.М. Акаткину, в казачьих песнях полынь упоминается почти постоянно, но чаще всего навевает именно печальные ассоциации, нередко связанные с гибелью казака в бою.
Прочие атрибуты
Между тем щепотка земли и полынь были не единственными предметами, использовавшимися в погребении казака. Например, известно, что в гроб кубанским казакам клали папаху, а также оружие: кинжал и шашку. Причем, как утверждает автор издания «История казачества» Рональд Нелепин, в том случае, если в роду казака не имелось ни одного наследника, шашка ломалась пополам и в таком виде клалась в гроб. Принимал непосредственное участие в похоронах и конь усопшего, которого вели за гробом оседланного, как для боя, до самого кладбища. Мало того, если верить Г.В. Губареву, автору издания «Книга о казаках», казаки могли похоронить вместе со своим товарищем и его скакуна.