Бичи: кого так называли в СССР
В истории советской субкультуры существует множество уникальных явлений, и одно из самых многогранных — феномен «бичей». Этот термин, знакомый многим по песням Владимира Высоцкого, за время своего существования сменил несколько значений, пройдя путь от морского жаргона до обозначения целого социального пласта.
«Бывший интеллигентный человек»
Исследователь криминальной субкультуры Фима Жиганец указывает на одно из ключевых значений этого акронима — «Бывший Интеллигентный Человек». В лагерной системе ГУЛАГа так называли осужденных представителей интеллигенции, которые оказывались морально и физически сломлены тяготами заключения. Они теряли человеческий облик, переставая следить за собой, и становились изгоями в жестоком мире зоны.
Чем они занимались
В 30-х годах в романе Юрия Крымова «Танкер «Дербент» один из героев разъясняет значение термина «бич» (в его интерпретации «бичкомер») – это прежде всего моряк-отщепенец, бродяга, часто выгнанный с судна за проступки. Этимология слова связана с английским «beach» (пляж, берег) – обозначение матроса, слоняющегося по берегу без дела.
И Владимир Высоцкий в песне, написанной и исполненной от лица бичующего человека, говорил о нем как о списанном матросе, ночующем, где придется. Разъясняя социальный статус этих бродяг, Высоцкий называл бичей постоянно слоняющимися в поисках легкого заработка людьми, которые в прошлом ходили на кораблях в рейсы, а затем были списаны на берег, опустились, спились.
«Банные девы»: чем они занимались в русской парной
Советский писатель, Леонид Габышев, автор автобиографической повести «Одлян, или Воздух свободы», сам в юношестве побывавший в колонии для несовершеннолетних и впоследствии сменивший множество занятий, классифицировал бичей на три группы: персонажей – скитавшихся по всему СССР, обретавшихся неподалеку от родных мест и совершенно опустившихся. Последних в колонии не считали за людей, поскольку они всегда были грязными, вшивыми, такие в МЛС выполняли самую «черную» работу.
Подтверждал слова Леонида Габышева и советский поэт и диссидент, Вадим Делоне, также выпустивший автобиографическую книгу о пребывании в местах заключения («Портреты в колючей раме»). Делоне писал, что бичей сажали за тунеядство и бродяжничество, несмотря на то, что по факту они были шабашниками, сезонными рабочими. Поэт говорил, что бич на зоне правом голоса не обладал и, как следствие, не мог претендовать на получение сколько-нибудь значимой воровской масти.
Американский фотограф Патрик Мерфи, в свое время много поездивший по города Советского Союза, описывая труд шабашников в СССР, рассказывал, что бичи или «бамовцы» (от аббревиатуры БАМ – Байкало-Амурской магистраль) – люди, занятые на малоквалифицированных работах, так и не оправившиеся после пребывания в лагерях ГУЛАГа и не нашедшие в своей жизни более достойного применения своим силам и умениям. Основной средой обитания советских бичей Мерфи называл Дальний Восток. Владимир Высоцкий отмечал, что их также было много в Магадане и Бодайбо, рядом с золотыми приисками.
От них произошли бомжи
Фима Жиганец приводит несколько примеров из переписки со своими соавторами, которые в той или иной степени доказывают, что бичи – «прародители» современных БОМЖей (людей без определенного места жительства; вариант – БОМЖиР, не имеющий и работы). В советское время бомжами подобных бродяг практически не называли, только бичами.
Бичей подразделяли на «трясунов» – попрошаек у магазинов, «танкистов» –жителей коллекторов, «вокзальщиков» (подрабатывавших на вокзалах) и других. Бичиха – сожительница бича, бичарня – жилье бичей, нечто вроде притона. Сезонных рабочих перевозили составы, которых называли бичевозами (аналогичное название имели милицейские УАЗы, доставлявшие бичей и просто пьяных в вытрезвитель).
Жиганец говорит, что принципиальное отличие бича от бомжа состоит в том, что бич работать (хотя бы на бутылку) будет, а вот бомж нет.
