Все дело в дяде: почему Савелий Крамаров на самом деле решил эмигрировать
Судьба Савелия Крамарова — это история человека, который всю жизнь пытался догнать ускользающее семейное тепло. Его легендарные комедийные роли скрывали личную драму: раннюю потерю родителей и многолетнюю борьбу за право уехать к единственному близкому человеку — дяде в Израиль. В итоге он оказался в США, но обрёл ли он там то, за чем так отчаянно стремился?
Сирота при живых родных: трагедия семьи Крамарова
Савелий родился в интеллигентной московской семье. Но его отец, известный адвокат, был арестован, когда сын был ещё младенцем. Осуждённый за «антисоветскую агитацию», он отсидел срок, был повторно сослан и в 1951 году покончил с собой в Туруханске. Мать Крамарова, сломленная репрессиями мужа, умерла от рака, когда Савелию было 16 лет.
Аркадий Нейланд: что совершил единственный несовершеннолетний преступник, которого казнили в СССР
Его спасли дяди. Опекуном стал Леопольд Волчек, заменивший ему отца. Но особая душевная привязанность связывала актёра с другим дядей — Абой Крамаровым, который позже эмигрировал в Израиль. Именно к нему, последнему родному человеку, Савелий рвался многие годы.
Три года унижений: почему СССР не отпускал комика
В конце 1970-х дядя Аба тяжело заболел. Крамаров, надеясь его навестить и, возможно, остаться, подал документы на выезд в Израиль. Началась трёхлетняя эпопея с отказами. Власти не могли отпустить одного из самых популярных комиков страны: его отъезд означал бы запрет десятков любимых народом фильмов, от «Джентльменов удачи» до «Ивана Васильевича». Для системы он стал заложником собственной славы.
Крамаров, отчаявшись, пошёл ва-банк. Он дал интервью западным журналистам и написал письмо президенту США Рональду Рейгану с просьбой о помощи. Только после этого, в 1981 году, под давлением международного скандала, ему наконец выдали разрешение на выезд.
Незапланированный поворот: Вена вместо Тель-Авива
Маршрут был предопределён: Москва — Вена — Тель-Авив. Но в Вене судьба сделала крутой вираж. В транзитной зоне Крамаров случайно встретил знакомого импресарио, который тут же организовал ему мировые гастроли. Поездка «на недельку» затянулась, а затем превратилась в переезд в США, где актёру предложили контракт.
Так мечта об Израиле и воссоединении с дядей растаяла. Крамаров остался в Америке, где снялся в нескольких фильмах (включая «Красную жарту» с Арнольдом Шварценеггером), женился, родил дочь. Но голливудская слава была недолгой, брак распался, а ностальгия и тоска по родине остались.
Болезнь и одиночество на чужбине
В 1995 году у актёра диагностировали рак прямой кишки. После операции последовали инсульты. Савелий Крамаров скончался в июне 1995 года в Сан-Франциско, не дожив до 61 года. Его последняя воля — быть похороненным в Москве — была исполнена лишь в 2016 году, когда его прах перевезли и захоронили на Донском кладбище рядом с матерью.
Его побег на Запад оказался не триумфом, а ещё одной трагедией в череде жизненных потерь. Он вырвался из СССР, но так и не добрался до того единственного пристанища, ради которого всё затевал — до дядиного дома в Израиле.
