Росфинмониторинг внес "джамаат" в колонии в Калмыкии в перечень экстремистов и террористов
В этот реестр попадают лица, преследуемые или осужденные по ряду террористических или экстремистских статей уголовного кодекса, Росфинмониторинг вносит в него людей и организации на основании представлений, получаемых от силовых ведомств. Для граждан и фактически существующих организаций включение в перечень экстремистов и террористов означает, в частности, блокировку банковских счетов.
По официальной версии, в 2013 году более 100 заключенных ИК-2 объединились в сообщество "Ахлю ас-Сунна ва-ль-Джамаат". Утверждается, что его создал дагестанец Шахбан Гасанов, который после освобождения в 2015 году объявил себя амиром незаконного вооруженного формирования "Кизлярский сектор", действовавшего в Дагестане. 31 марта 2015 года Гасанов был убит.
Следствие полагает, что участники тюремного "джамаата" подчинялись общим правилам поведения, изучали экстремистские материалы и посещали тематические лекции других осужденных. Судебное решение о признании "Ахлю ас-Сунна ва-ль-Джамаат" террористической организацией вступило в силу в ноябре прошлого года.
В октябре Росфинмониторинг включил в свой перечень экстремистов и террористов еще один предполагаемый тюремный "джамаат" – сообщество, существовавшее, по версии силовиков, в 2013–2021 годах в ИК-7 в дагестанском поселке Ново-Тюбе.
В общей сложности по делу о "тюремном джамаате" в Калмыкии проходят более 100 человек, включая руководителя колонии и его заместителя. Их подозревают в покровительстве террористической организации. На данный момент уже осудили не менее 40 человек, самый большой срок из них получил махачкалинец Расул Магомедов – 24 года колонии. Суд признал его руководителем террористической организации. Один из подозреваемых повесился в СИЗО до суда.
Редакции Кавказ.Реалии ранее удалось пообщаться с одним из осужденных – Магомедали Рамазановым. Он называл дело полностью сфабрикованным и отрицал, как свое участие в "тюремном джамаате", так и существование такой "ячейки".
Политзаключенный, журналист дагестанского издания "Черновик" Абдулмумин Гаджиев рассказывал о схеме фабрикации уголовных дел о тюремных "джамаатах". Она заключается в том, что неформальные группы заключенных, которые естественным образом возникают в силу общности интересов, религии, происхождения и т. п., объявляют террористическими или экстремистскими формированиями. На них фабрикуют соответствующее уголовное дело для улучшения показателей.
Вместе с тем Вера Миронова, научная сотрудница Гарвардского университета, которая исследует нарушения прав заключенных, подтверждает существование "тюремных джамаатов" – по ее мнению, многие заключенные присоединяются к ним не из-за религиозных соображений, а для повышения своего статуса в тюремной иерархии.