"Он всегда выступал за честность и справедливость". История фигуранта "Баймакского дела" Закия Ильясова
"ЧЕРЕЗ ЧАС [ПОСЛЕ ЗАДЕРЖАНИЯ] ПОСТУПИЛ В БОЛЬНИЦУ В ТЯЖЕЛОМ СОСТОЯНИИ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ ТРАВМАМИ"
Первые сведения об обстоятельствах задержания Закия Ильясова появились в активистских Telegram-каналах 28 апреля 2024 года.
"Сейчас нового человека забрали, — написал Ильгиз Байгускаров, брат другого фигуранта "Баймакского дела" Ильяса Байгускарова (сейчас пост с оригинальным сообщением удален). — Из баймаковских. У человека (нового задержанного), пишут, кома, реанимация; сообщают, что избили".
Четвертого мая активисты уточнили, что Ильясова задержали ещё 24 апреля: "Он сам ехал в отдел. Включил телефон, из-за этого он не успел доехать самостоятельно до отдела полиции. Ехал он после вахты. До этого семью предупредили примерно 19 числа [апреля], что подадут в федеральный розыск через 10 дней. И поэтому [он] собирался в отдел полиции".
В том же сообщении общественники опубликовали скриншоты переписки с неназванным человеком.
"Задержали [Ильясова] в 6:40, примерно в 7:48 поступил в больницу [№21]. Сутки был в коме. 27-го [апреля] перевели в отделение. 28-го уже выписали", — писал неназванный собеседник.
В одном из скриншотов неназванный человек назвал диагноз Ильясова, который медики якобы установили после его госпитализации ("Idel.Реалии" не удалось уточнить достоверность этого диагноза): "Правосторонний пневмоторакс, левосторонний гемоторакс, инфильтративные изменения легкого, ушиб грудной клетки, отек и гиперемия на месте перелома (перелом ребер); каких, не знаем — скорее всего, это скрыли — и резана[я] рана нижней трети левого предплечья".
Активисты также добавили, что на момент публикации этого сообщения Ильясов уже "вышел из комы, был в реанимации" и "сейчас [находится] в СИЗО".
Семнадцатого января 2024 года судья Баймакского районного суда Башкортостана Элина Тагирова признала активиста Фаиля Алсынова виновным по ч. 1 ст. 282 УК РФ ("Возбуждение ненависти либо вражды") и приговорила его к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима. Гособвинение запрашивало для активиста те же четыре года, но в колонии-поселении.
На оглашение приговора приехало несколько тысяч сторонников Алсынова, которые встретили решение суда с возмущением. На площади перед зданием суда произошли столкновения с силовиками, которые забрасывали протестующих гранатами со слезоточивым газом и избивали их дубинками. Протестующие в ответ закидывали полицию снегом. В итоге силовикам удалось вывезти Алсынова из здания суда только после того, как к ним прибыло значительное подкрепление.
После протестов в Баймаке Следственный комитет возбудил уголовные дела по двум статьям: организация и участие в массовых беспорядках (ч. 1 и 2 ст. 212 УК РФ), а также применение насилия в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ). Фигурантами этих дел стали около 80 человек.
Пятого мая новые подробности случившегося рассказали родственники Закия Ильясова.
— Наш папа, Ильясов Закий Габитович, 1967 г.р., 24 апреля утром был задержан по баймакскому делу в г. Уфа по дороге на работу, — сообщили родные мужчины. — Через час он поступил в больницу в тяжелом состоянии с множественными травмами, полторы сутки находился в коме на ИВЛ, 26 апреля пришел в себя. Через два дня его выписали и поместили под стражу. Сейчас он находится в СИЗО-1. Ему предъявляют статьи 212 ч. 2 УК РФ, ст. 318 ч. 1 УК РФ.
"Его состояние удовлетворительное, он "начал потихоньку ходить", — сообщало в тот же день издание RusNews.
— О его местонахождении мы узнали только 26 апреля, — рассказывала позднее одна из дочерей Ильясова, Айгузель. — К этому времени его уже перевели в отделение. Через два дня его выписали и поместили под стражу.
Что именно случилось с Закием Ильясовым после задержания, до сих пор достоверно неизвестно. Правозащитный проект "ОВД-Инфо" со ссылкой на его родственников сообщал, что мужчину избили силовики.
Во время задержаний по "Баймакскому делу" СМИ и активисты неоднократно сообщали о предполагаемых избиениях подозреваемых.
Так, один из задержанных — 37-летний Рифат Даутов — умер в автозаке при этапировании из Баймака в Уфу; независимый эксперт утверждает, что смерть наступила от массивной внутренней кровопотери, возникшей в результате нанесенных мужчине около полусотни ударов.
Другой участник протестов в Баймаке — житель Кугарчинского района Башкортостана Минияр Байгускаров — по сообщениям СМИ, совершил суицид из-за того, что его "прессовали". Нескольких задержанных, в том числе Дима Давлеткильдина и Айсувака Явгастина, по словам их близких, также избили при задержании.
28 апреля 2024 года судья Октябрьского районного суда Уфы Роза Курбанова удовлетворила ходатайство следствия и отправила Закия Ильясова в СИЗО.
Восьмого мая родственники мужчины опубликовали его первое письмо из следственного изолятора: "Я сегодня восьмой день нахожусь в СИЗО-1, г. Уфа. Здесь холодно, я простыл. Врачи толком не смотрят. Вчера аскаровские мне передали медикаменты, <…> очень нужные хорошие таблетки, отправили шапку. <…> Сегодня уже более-менее поправился. За меня сильно не переживайте. Сначала было очень-очень тяжело, переживал, болел, по ночам вообще не спал, а сейчас потихоньку привыкаю. <…> Аллах даст, всё будет нормально".
Ильясов предупредил родных, что письма в СИЗО можно писать "только на русском языке".
"ЗАКИЙ — ОЧЕНЬ ДОБРЫЙ, ПОНИМАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК"
Закий Ильясов родился 1 марта 1967 года в деревне Махмутово Абзелиловского района Башкортостана.
— Он был десятым ребенком в семье, — рассказал знакомый Ильясова ("Idel.Реалии" не могут назвать имя собеседника из-за закона о "нежелательных" организациях в России). — Как принято у башкир, самый младший сын ухаживает за родителями — и он ухаживал за мамой, которая прожила до 93 лет.
Согласно некоторым биографическим данным, которые опубликовали башкортостанские активисты и рассказал "Idel.Реалии" знакомый мужчины, Ильясов сперва окончил восьмилетнюю школу в деревне Абдулмамбетово, а в 9-м и 10-м классах учился в школе в селе Халилово в том же районе. В дальнейшем Закий Ильясов закончил СПТУ в селе Михайловка под Уфой, получив профессию пчеловода.
— Когда был колхоз в деревне Махмутово и там была пасека, он работал на ней пчеловодом лет десять, — сказал знакомый Ильясова.
Из биографии мужчины также известно, что он "служил в ракетных войсках стратегического назначения, работал в Уфе".
До ареста Ильясов, по словам его знакомого, работал монтажником, но конкретную организацию собеседник "Idel.Реалии" назвать затруднился.
— Организация в Магнитогорске зарегистрирована, — уточнил знакомый. — Где объекты брали, туда их и отправляли.
Активисты также рассказывали, что у Ильясова "совершеннолетние дети" (две дочери и сын — "Idel.Реалии"), "в начале декабря [2024 года] впервые стал дедушкой".
"Закий — очень добрый, понимающий человек, — приводили общественники слова родных Ильясова. — Он всегда выступал за честность и справедливость. Никогда не оставит человека в трудное время, окажет любую помощь. Очень скучаем, ждем его дома, стараемся поддерживать друг друга в эти нелегкие времена".
— Папа очень порядочный человек, — писали дети Закия Ильясова. — Он до сих пор занимается спортом, бегает, участвует в соревнованиях по лыжам, ведет активный образ жизни, является спонсором в различных мероприятиях, которые проводятся в деревне [Махмутово]. А еще у него очень умелые руки, хороший семьянин.
— У него золотые руки, дом в деревне очень красивый — он всё сам сделал, — добавил знакомый мужчины.
Односельчане Закия Ильясова поделились с собеседником "Idel.Реалии" рассказом о мужчине: "Это Закий агай (с башкирского — обращение к старшему), наш сосед в деревне! Человек, благодаря кому всем детям в нашем Пятачке (конкретное место в деревне Махмутово) не приходилось в зимние суровые дни беспокоиться: "Не опоздаю ли я в школу, пройду ли я сегодня сугробы; а та большая собака опять сегодня на нас нападет?" Мы знали, что Закий агай уже запрягает свою лошадь. Главное — запрыгнуть, ведь нас было около 10 детишек! Был всегда щедрым, угощал яблоками и китайской вишней, любил подшутить над всеми, шил самые красивые маскарадные костюмы и был другом для каждого жителя нашей небольшой деревни".
По данным активистов, у Закия Ильясова "остеохондроз поясничного отдела, после комы скачет давление, повысился уровень сахара".
"ОН ХОЧЕТ, ЧТОБЫ ВСЁ ПОСКОРЕЕ ЗАКОНЧИЛОСЬ"
20 июня судья Ленинского районного суда Уфы Ольга Тангаева продлила Закию Ильясову арест до 17 сентября 2024 года. Судя по картотеке дел Верховного суда Башкортостана, ни сам арест, ни его продление обвиняемый не обжаловал.
"Он сильно похудел, [артериальное] давление не падает, не может спать", — поделились впечатлениями в приватном чате родственники Ильясова, увидев его на суде.
В начале сентября в том же чате появилось сообщение, что арест Ильясову продлен до декабря 2024 года (точная дата указана не была), а его дело будет рассматривать Центральный районный суд Оренбурга.
Процесс над Закием Ильясовым и ещё тремя обвиняемыми по "Баймакскому делу" (данные одного из них до сих пор неизвестны) стартовал шестого декабря 2024 года. Все имена в карточке дела (кроме судьи Руслана Абдрашитова) скрыты.
Всем обвиняемым, в том числе Закию Ильясову, вменяют ч. 2 ст. 212 УК РФ ("Участие в массовых беспорядках") и ч. 1 ст. 318 УК РФ ("Применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти"). Судя по карточке дела, по делу состоялось уже девять заседаний.
Родственники и адвокат Ильясова не комментируют ход процесса. На запросы "Idel.Реалии" они не ответили.
— Они категорически ничего не хотят говорить про него, — сказал на условиях анонимности один из башкортостанских активистов. — Пытались на них выходить — бесполезно.
В пропагандистском фильме "Анатомия башкирского национализма. Баймакская трагедия", вышедшем недавно на канале БСТ, показаны кадры с одного из судебных заседаний. На видео Закий Ильясов в ответ на вопрос судьи, сожалеет ли он о случившемся, утвердительно кивает и говорит: "Да".
— Могу сказать одно — оказался он там [в Баймаке] случайно, о чем очень жалеет и хочет, чтобы все поскорее закончилось, чтобы забыть всё это, как страшный сон, — сказал "Idel.Реалии" знакомый Закия Ильясова.
Собеседник добавил, что Ильясова в оренбургском СИЗО по-прежнему "беспокоит артериальное давление" — он "каждый раз обращается к врачу".
Очередное заседание в Центральном районном суде Оренбурга назначено на 19 февраля.
Суды, которые по ходатайству прокуратуры проходят за пределами Башкортостана, уже вынесли приговоры 16 участникам протестов в Баймаке. 18 июля 2024 года Ленинский районный суд Орска приговорил Илшата Ульябаева к пяти годам лишения свободы. Он стал единственным известным фигурантом, которому в том числе инкриминировали ч. 2 ст. 318 УК РФ ("Применение насилия, опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти").
Пятого декабря прошлого года Центральный райсуд Тольятти приговорил Халида Ишкуватова к пяти с половиной годам колонии, Ильфата Ишмуратова и Закира Кульмухаметова — к четырем с половиной годам лишения свободы каждого. 24 декабря Устиновский райсуд Ижевска приговорил Ильнара Асылгужина, Айгиза Ишмурзина и Рафила Утябаева к восьми с половиной годам лишения свободы каждого, Фанура Хажина — к шести годам, Фангиза Шарифгалеева — к пяти с половиной годам лишения свободы. 28 января стало известно, что Промышленный районный суд Самары приговорил 29-летнюю Минзию Адигамову к четырем годам колонии (суд решил отсрочить ей наказание, так как дети женщины пока не достигли 14-летнего возраста).
Седьмого февраля Ленинский районный суд Ижевска (Удмуртия) приговорил Даниса Узянбаева, Азата Мирзина, Фатиха Ахметшина и Венера Яубасарова к четырем с половиной годам лишения свободы в колонии общего режима каждого. Вилюру Карачурину и Айтугану Малабаеву суд назначил по пять лет лишения свободы в колонии общего режима.
Все материалы "Idel.Реалии", посвященные "Баймакскому делу", опубликованы в специальном разделе на нашем сайте.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.