Нефтяное эльдорадо. Зачем РФ сотрудничать с Венесуэлой в энергетике
Россия и Венесуэла продолжат сотрудничество в области добычи энергоресурсов, хотя прямой выгоды сейчас нашей стране это не приносит. «Состоялась дружественная встреча с послом РФ Сергеем Мелик-Багдасаровым, на которой проработаны планы дальнейшего двустороннего сотрудничества в нефтяной сфере», — написал в Twitter министр нефтяной промышленности Венесуэлы и президент нефтегазовой госкомпании PDVSA Рафаэль Тельечеа.
«На встрече с Тельечеа обсуждался широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества, включая сотрудничество в области энергетики, где в последнее время предприняты совместные усилия в плане наращивания нефтедобычи», — сообщил журналистам Мелик-Багдасаров.
Не прибылью единой
Прямой выгоды, выраженной в конкретных деньгах, Россия от сотрудничества в энергетической сфере с Венесуэлой сейчас не получает, считает эксперт фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник финуниверситета при Правительстве РФ Станислав Митрахович. «Конечно, Россия и Венесуэла в энергетике производят товары одного типа, мы конкурируем на мировом рынке, — указал эксперт. — Но Каракас нацелен на кооперацию с Россией, и это для нас важно и ценно. Мы можем выстраивать скоординированные стратегии поведения, на партнерской основе согласовывать сбыт продукции и поддерживать рынок в сбалансированном состоянии.
Ранее в этой южноамериканской стране присутствовали почти все российские крупные нефтекомпании, но это осталось в прошлом. Тем не менее наше партнерство необходимо продолжать, в перспективе 5-6 лет оно может обернуться вполне осязаемым результатом».
Сходной позиции придерживается и эксперт аналитического центра InfoTek, доцент финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов. «Мы переживаем коренную трансформацию всего мирового энергетического рынка, — напоминает эксперт. — Санкции против Ирана, России, Венесуэлы разрушают сложившийся порядок в глобальной нефтегазовой индустрии, включая транспортировку и торговлю, поэтому сейчас создаются новые международные альянсы как производителей, так и потребителей нефти. И в этом смысле сотрудничество с Венесуэлой, как с мировым лидером по запасам, необходимо. С другой стороны, Каракас остро нуждается в технологиях и оборудовании, так как здесь добывают так называемую "тяжелую” нефть, требующую специальной обработки до поступления на НПЗ, и всем необходимым Венесуэлу обеспечивают Россия и Иран».
Фактор США
По данным ОПЕК, Венесуэла обладает крупнейшими в мире запасами нефти, свыше 300 млрд баррелей, или 19% от мировых разведанных запасов. Стратегически для Москвы важно отстоять свое место в этой стране, что бы его не заняли транснациональные корпорации. «Если Россия уйдет из Венесуэлы, то есть риск, что освободившуюся нишу займут американские компании, и тогда ни о каком согласовании не будет и речи», — отмечает Станислав Митрахович. «Наши компании под давлением санкций вынуждены были уйти, сейчас их место пытаются занять американские компании, — подтверждает Валерий Андрианов. — Но это фрагментарная, недолгая история. Власти США в преддверии выборов лихорадочно пытаются найти дополнительные источники поставок на мировой рынок, чтобы сбить нефтяные цены. Американским корпорациям запрещено даже платить налоги в бюджет Венесуэлы! В Каракасе это все хорошо понимают, поэтому стратегически делают ставку на развитие отношений с Россией, Ираном и Китаем, и мы должны сохранить хотя бы технологическое присутствие в этой стране».
В убыток не работаем
АО «Зарубежнефть» входит в число учредителей 5 нефтедобывающих предприятий, созданных совместно с венесуэльской стороной. Совокупная добыча этих компаний в среднем составляет 120 тыс. баррелей в сутки. Кроме того, в Венесуэле с участием АО «Зарубежнефть» действует 2 нефтесервисных компании. «Россия уже сейчас извлекает прямую выгоду от поставок нефтедобывающего и перерабатывающего оборудования, — указывает Валерий Андрианов. — Благодаря программе импортозамещения у нас сумели наладить выпуск широкого ассортимента соответствующих машин и оборудования, но производство должно быть масштабным, нам нужны новые рынки сбыта, и Венесуэла в этом смысле очень перспективна».