Эрдоган хочет быть на стороне победителей: "Важный партнёр" поставил НАТО в тупик
Турция изъявила желание присоединиться к БРИКС. В России на это намерение отметили, что Турция является важным парнером, и ее желание лишь приветствуется. А вот блоку НАТО, членом которого является иностранная держава, попросту нечем крыть - у турок есть существенный козырь. Эксперты в свою очередь указывают, намерение Анкары присоединиться к БРИКС объяснимо - Эрдоган желает быть на стороне победителей.
Глава МИД Турции Хакан Фидан заявил, что Турция желает присоединиться к БРИКС, этот вопрос будет обсуждаться на встрече министров объединения в Нижнем Новгороде.
Судя, по намекам дипломата, концептуально этот вопрос может решиться даже в этом году.
"Конечно, мы хотели бы стать членом БРИКС. Посмотрим, чего нам удастся добиться в этом году", - цитирует слова министра издание South China Morning Post.
Вопрос о том, может ли Турция присоединиться к БРИКС, поднимался и ранее. Так, турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган участвовал в саммите объединения в 2018 году. Тогда президент России Владимир Путин указывал, что в 2022-м турецкая сторона может присоединиться к БРИКС, но до текущего момента Турция не предпринимала инициатив в этом направлении.
В Кремле тем временем на заявление Фидана отреагировали позитивно. Как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, Россия приветствует интерес властей Турции к вступлению БРИКС.
"Мы, безусловно, все приветствуем повышенный интерес к БРИКС со стороны наших соседей, в том числе таких важных партнеров, как Турция", - указал он, добавив, что турецкая инициатива будет стоять на повестке дня предстоящего саммита БРИКС.
На стороне победителейПолитолог и публицист, обозреватель Царьграда Игорь Пшеничников высказал свою оценку намерению Анкары присоединиться к БРИКС.
"Желание вступить в БРИКС на лидерстве Турции на южном фланге НАТО никак не отразится. Желание Турции вступить в БРИКС - это ясное понимание турецким руководством того, куда склоняется чаша истории. Эрдоган хочет быть на стороне победителей, а не побежденных. Кроме того, Эрдоган хочет показать своим американским партнерам, что он ведет независимую от них политику. Это с одной стороны форма шантажа Соединенных Штатов, поскольку Эрдоган может предложить не вступать в БРИКС в обмен на некие бонусы разного рода со стороны Вашингтона. Но с другой стороны, это следствие традиционной политики Анкары искать преимущества и выгоду там, где она потенциально может быть. И желание присоединиться к БРИКС - это свидетельство того, что Турция видит для себя выгоду в этом. Образно говоря, Турция хочет иметь билеты на все поезда, даже если они едут в разные стороны. Может оказаться, что на каком-то поезде ехать выгоднее, чем на других. И у Турции уже будет билет на такой поезд. Это чистый прагматизм, а не философия, как это у нас и ряда стран Глобального Юга. Если БРИКС развалится, Турция будет первой, кто из него выйдет", - заметил он.
Экономика превыше всегоНа данный момент, полагает политолог, журналист-международник Тимур Шафир, Турция, очевидно, видит экономическую перспективу в дружбе с странами-участниками БРИКС.
По словам эксперта, в перспективе это может принести Турции значительные экономические преимущества.
"Членство в блоке, объединяющем крупнейшие развивающиеся экономики (Бразилию, Россию, Индию, Китай и ЮАР), способствует увеличению инвестиций, расширению торговых связей и доступу к новым рынкам, - пояснил он. - В рамках БРИКС обсуждаются идеи создания альтернативных финансовых институтов, что поможет Турции диверсифицировать свои экономические партнерства и снизить зависимость от Запада".
Также Шафир отметил, что в последние годы Турция стремится проводить более независимую внешнюю политику, и вступление в БРИКС может дать Анкаре дополнительные рычаги влияния на мировой арене, предоставляя возможности для сотрудничества с крупнейшими развивающимися странами.
Турция активно ищет новые источники энергии и пути их доставки, и сотрудничество с Россией и другими странами БРИКС может способствовать реализации крупных энергетических проектов и укреплению энергетической безопасности страны. Членство в БРИКС может способствовать экономическому росту Турции за счет доступа к кредитным ресурсам Нового банка развития, а также укрепления торговых и инвестиционных связей с другими членами блока,
- заявил он.
Однако среди членов НАТО, полагает эксперт, решение Анкары может вызвать неоднозначную реакцию. В частности, это может усилить напряженность в отношениях с союзниками по альянсу, особенно с США и ЕС, поскольку такие шаги Турции они могут как отход от западной ориентации.
Впрочем, если оценивать ситуацию с другой стороны, Турция, являясь важным игроком на южном фланге НАТО, может использовать свое новое положение для укрепления своего влияния внутри альянса, что может быть полезно ей в контексте глобальной геополитической конкуренции и лоббирования своих интересов.
НАТО нечем крытьСамо решение Анкары присоединиться к БРИКС не прихоть, к этому привел комплекс обстоятельств, полагает тюрколог, доцент и ведущий научный сотрудник Центра азиатских и африканских исследований Высшей школы экономики Алексей Образцов. Он поясняет, что Турция - страна восточная, а там никогда ничего не делается ради достижения одной цели или по одной причине, всегда есть комплекс.
Вероятно, считает он, у Турции такой комплекс созрел.
В ЕС не берут почти уже треть века. И перспектив для полноценного вступления очень мало. У страны имеется чудовищная инфляция - последние цифры, насколько помню, 78 процентов. И еще один показатель политический - Турция прекрасно понимает, что если в рамках БРИКС она может ещё получить дополнительные условия-скидки-бонусы, то в рамках уже сложившихся структур ЕС, ничего такого она не получит. Её заставят существовать в общих рамках. Поэтому Турция и изъявляет желание попытаться найти себя в БРИКС,
- пояснил он.
Что касается возмущения от стран НАТО по поводу решения Анкары, то, по версии эксперта, у Эрдогана в этом отношении есть существенный козырь.
"У Турции есть огромный географический козырь, который не переплюнуть никем и ничем — контроль проливов. То есть исключить Турцию из НАТО — это, фактически, полностью отдать Чёрное море, проливы и часть Средиземного моря, грубо говоря, России и союзникам. И конечно, южный фланг НАТО закрыть нечем, кроме Турции. И недаром у Турции вторая по величине армия в НАТО. Именно потому, что южный фланг. Ну что, румынские авианосцы ломанутся из порта или болгарские подводные лодки блокируют Дарданеллы? Это из области анекдота. А турецкий флот может блокировать Дарданелы, а турецкая армия может перейти перешейки хоть в одну, хоть в другую сторону, хоть на Ближний Восток, на Ближний средний Восток, хоть в Европу, южную", - резюмировал он.