Кончилось ваше время: каковы итоги парламентских выборов в Литве
В Литве состоялись парламентские выборы — первый тур прошел 13-го, а второй — 27 октября. Главный их итог оказался вполне ожидаем — большинство избирателей выказали усталость от четырехлетнего правления литовских консерваторов. Новое правительство, судя по всему, возглавят социал-демократы. Но эти выборы принесли и один неожиданный результат — огромного успеха достигла маргинальная партия «Рассвет над Неманов», чей глава скандально прославился своим антисемитизмом. Успех «немановцев» был обусловлен поддержкой литовского «глубинного» народа, в среде которого очень многие придерживаются радикально-националистических убеждений. Подробности — в материале «Известий».
Неожиданный успех радикал-шовинистов
Парламент (Сейм) Литовской Республики избирается всеобщим тайным голосованием по смешанной системе: 71 депутат — в одномандатных округах по мажоритарному принципу, 70 — в многомандатном округе по партийным спискам. На этот раз за места в парламент боролись пятнадцать команд — 14 партийных и один коалиционный список; в одномандатных округах соревновались 699 претендентов. Всего в выборах в Сейм участвовали 1740 политиков. На этих выборах право голоса имели 2375800 избирателей, проживающих как в самой Литве, так и за ее пределами. Выборы в литовский парламент традиционно проходят в два тура. После подсчета голосов, поданных в ходе первого тура, выяснилось, что в многомандатных округах наилучшего результата добилась оппозиционная Социал-демократическая партия (СДПЛ) — 19,36 % голосов (что обеспечило им 18 депутатских мест). На втором месте оказался правящий «Союз отечества — Христианские демократы Литвы» — 17,96 % поддержки, что дало им 17 кресел в парламенте. На третьем месте — националистическая партия «Заря Нямунаса» с 15% (при таком результате они сразу получили возможность претендовать на 14 мест в парламенте).
Изначально главная интрига выборов состояла в том, сумеют ли сохранить за собой большинство голосов поднадоевшие народу консерваторы из СО-ХДЛ, или их полностью сокрушат социал-демократы во главе с популярной Вилией Блинкявичюте. «Зарю над Неманом» практически никто в расчет не брал, как заведомых маргиналов. Дело в том, что ЗнН создал бывший парламентарий Ремигиюс Жемайтайтис, которого в 2023 году выгнали из его прежней партии «Свобода и справедливость» за скандальные антисемитские высказывания. Тогда Жемайтайтис грубо обругал Израиль за политику, проводимую этим государством в отношении палестинских арабов. И хотя в годы войны гитлеровцы при поддержке местных коллаборационистов уничтожили на территории Литвы не менее 200 тысяч евреев, Жемайтатис заявил, что это не литовцы должны извиняться перед евреями, а евреи — перед литовцами.
До сих пор большие массы литовских радикальных националистов не имели перед глазами политиков, которые бы их полностью удовлетворяли. Жемайтайтис своими высказываниями дал им такого политика.
К тому же, он стяжал себе ореол «жертвы» — ведь после его скандальных высказываний его не только исключили из партии «Свобода и справедливость», но и выгнали из парламента. Поэтому Ремигиюс Жемайтайтис не опустил рук, а принялся за конструирование новой партии, которой он дал имя «Заря над Неманом». Партия была зарегистрирована 16 января 2024 года. Причем уже на момент регистрации в ней состояло 2296 человек — для маленького государства это цифра весьма значительная!
Результат «Зари над Неманом» в ходе первого тура парламентских выборов стоит расценивать, как невероятный успех: недавно созданная политическая организация маргиналов-националистов взяла третье место! После этого президент Литвы Гитанас Науседа сразу дал понять, что если «Заря над Неманом» хочет войти в правящую коалицию, а сам Жемайтайтис — в состав Кабмина, то они должны «измениться». Но непохоже, что Жемайтайтис готов меняться. Насладившись поздравлениями, он дал интервью, в ходе которого заявил, что отказываться от своих антисемитских воззрений он не собирается. Заодно, излагая свои взгляды на внешнюю политику, глава «Зари над Неманом» призвал добиваться отделения от России Калининградской области и уничтожения союза РФ и Белоруссии. Правда, по его мнению, это нужно делать не путем военных действий, а «только через экономические отношения».
«Люди хотят перемен»
Всего в первом туре были избраны 70 депутатов Сейма из 141. В ходе второго тура выборов, состоявшегося 27 октября, голосование шло в одномандатных избирательных округах, где нужно было определить еще 71 парламентария. В этот день к урнам пришли 41,31 % избирателей. В первом туре выборов проголосовали 52,06 %. Лидером второго тура стала, опять же, Социал-демократическая партия — она набрала 32 мандата. На втором месте — «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы» с десятью мандатами. «Демократический союз „Во имя Литвы“» завоевал шесть депутатских места, «Заря над Неманом» — пять, «Движение либералов» — четыре. Еще четыре партии получили по одному-двум местам.
Таким образом, стал понятен состав нового Сейма Литвы, который приступит к своим обязанностям в ноябре. Крупнейшую фракцию получат соцдемы, суммарно завоевавшие полсотни мест. Глава консерваторов Габриэлюс Ландсбергис уже признал поражение, он поздравил социал-демократов с победой и пожелал им создать «сильное правительство». Глава партии-победительницы Вилия Блинкявичюте вышла из своего штаба к толпе своих избирателей, аплодировавших и скандировавших: «Спасибо!».
Политик заявила: «Результаты выборов показали, что жители Литвы, где бы они ни жили — в больших городах, в городках, в поселках или в селах — хотят перемен. Им нужна совсем другая власть — не высокомерная, прислушивающаяся к их проблемам и ищущая решения этих проблем».
Блинкявичюте добавила: «Могу заявить перед всей Литвой, что как председатель Социал-демократической партии я беру на себя полную ответственность и вместе с президентом буду формировать правящее большинство». Однако она не стала однозначно отвечать на вопрос, намерена ли отказаться от своего мандата депутата Европарламента и претендовать на пост премьер-министра.
Всякий раз, когда ей задавали этот вопрос, она отвечала, что «все решения будут приняты на неделе». Сейчас соцдемам предстоит определиться, кого они возьмут в коалицию в качестве младших партнеров — меньше всего шансов у «Зари над Немунасом», как партии чересчур «токсичной».
По словам Блинкявичюте, она хотела бы создать «левоцентристское» правительство — и уже завязала переговоры на предмет сотрудничества с «Демократическим союзом „Во имя Литвы“» (его возглавляет Саулюс Сквернялис, занимавший в 2016-2020 гг пост премьер-министра) и с Союзом крестьян и «зеленых».
Калининградский политолог Александр Носович, специалист по странам Балтии, в беседе с «Известиями» отметил, что в Литве регулярно меняются правящие коалиции. Это объясняется системным характером проблем в стране, в рамках нынешнего порядка вещей они решены быть не могут. Избирателя быстро постигает разочарование в очередных политических фаворитах, и он бежит к следующим — забыв, что когда-то уже голосовал и за них. Поэтому в Литве происходит круговорот партий, раз в четыре-восемь лет меняющихся местами. Успех же «Зари над Неманом политолог объясняет тем, что на глубинном уровне в литовском обществе распространены антисемитские настроения.
Специалист объясняет, что в стране на государственном уровне поддерживается культ «лесных братьев», многие из которых непосредственно участвовали в «решении еврейского вопроса». «Другое дело, что раньше Литва старалась не выносить этот сор из избы — литовцы предпочитали помалкивать о своей особой точке зрения на еврейскую тему.
Во внешнем мире утверждения о „еврейской вине“ неприемлемы — и вслед за „утечками“ такого рода следовали большие скандалы. Ведь вопрос о Холокосте — один из немногих, по которому США не готовы идти навстречу своим восточноевропейским сателлитам. В этом плане Вашингтон абсолютно бескомпромиссен и всегда пресекал попытки Вильнюса уклониться от признания вины в геноциде евреев. Это связано с большим влиянием израильского лобби на дела в американском государстве», — сказал Носович. По его мнению, тот факт, что в литовском парламенте появится значительная фракция отрицателей Холокоста, не приведет к большим изменениям в политике страны. «Скорее всего, им достанется роль изгоев, от которых все шарахаются. Точно так же, например, в Эстонии все остальные партии шарахаются от представленной в тамошнем парламенте Консервативной народной партии, которая тоже склонна снимать с эстонцев ответственность за участие в Холокосте».
Больших изменений не будет
Как известно, при власти консерваторов Вильнюс демонстрировал неукоснительную поддержку киевского режима, а также практически дотла разрушил свои отношения не только с соседними Россией и Белоруссией, но и с далеким Китаем. Возможна ли корректировка выбранного ранее курса? Александр Носович считает, что нет — по его мнению, внешний курс Вильнюса давно уже «зацементировался» и определяется людьми, которые меньше всего руководствуются интересами литовского народа. По словам политолога, сама система власти в Литве выстроена таким образом, что государство находится под неусыпным контролем «старшего брата».
Основываясь на опыте прошлых лет, Носович указывает, что с каждой новой сменой правительства, следующей за очередными выборами в Сейм, колебания во внешнем курсе Литовской Республики становятся все менее заметными. «В 2012 году, когда та же Социал-демократическая партия Литвы возглавила правящую коалицию, с этим связывались большие надежды на перемены во внешней политике страны. Они не оправдались. Тогдашний министр иностранных дел Линас Линкявичюс, поставленный соцдемами и проработавший в этой должности восемь лет, полностью замкнул свою деятельность на администрацию президента Дали Грибаускайте. А Грибаускайте делала карьеру самого непримиримого на тот момент антироссийского „ястреба“ в ЕС — и при Линкявичюсе политика Литвы в отношении РФ и Белоруссии только ужесточалась. Эта траектория не изменилась ни в 2017 году, когда по итогам очередных выборов к власти пришел оппозиционный прежде Союз крестьян и „зеленых“ Литвы, ни в 2021-м, когда правящую коалицию возглавил „Союз отечества — Христианские демократы Литвы“», — констатирует Носович.
Эксперт добавляет, что если раньше внешнеполитический курс литовского государства был замкнут на Далю Грибаускайте, то сейчас его определяет нынешний президент Гитанас Науседа. «А у Науседы нет резонов что-либо менять в отношениях Литвы с Россией, Белоруссией и даже с Китаем. Сейчас он высиживает свой второй и последний президентский срок, но ему нужно думать и о продолжении карьеры. Прибалтийские политики, достигнув высших должностей в своих государствах, дальше мечтают о получении влиятельных постов в структурах ЕС и НАТО. А для этого нужно демонстрировать определенный умственно-идеологический настрой, постоянно показывать, что ты разделяешь „политику партии“. Потепление с Россией, Белоруссией и Китаем соответствовало бы национальным интересам Литвы. Но оно не соответствует интересам влиятельных западных стран, которые могут Науседу в 2029 году, когда истечет срок его нынешних полномочий, куда-либо трудоустроить. Поэтому каких-либо перемен, связанных с приходом к власти нового правительства Литвы, я не ожидаю», — заключает Носович.
Политолог Максим Рева менее категоричен. По его словам, Вилия Блинкявичюте не принадлежит к числу отъявленных русофобов и, будучи человеком левых взглядов, больше интересуется внутренними делами страны. «В плюс Блинкявичюте можно поставить то, что она не разделяет мнение о необходимости ликвидации в Литве русских школ. Она же в свое время оспаривала целесообразность открытия в Вильнюсе представительства Тайваня — что привело к разрыву Литвы с Китаем. В 2021-м социал-демократы возражали против грубого вмешательства в дела Грузии, куда тогда зачастили представители правящих консерваторов, чтобы поучать грузин, как нужно „правильно противостоять России“. Конечно, если соцдемы возглавят новое правительство Литвы, не стоит ждать, что внешняя политика государства как-то серьезно изменится — страна, несомненно, останется в американском „обозе“. Но, возможно, антироссийская политика будет осуществляться Вильнюсом без прежнего напора и без каких-то совсем уж грубых оскорблений в адрес Москвы. По нынешним временам это тоже — не так уж мало», — полагает Рева.