Торговлю стянут с глобуса
После десятилетий процесса интеграции национальных экономик в мировую на основе доллара и правил, вырабатываемых США, мир вот уже пятый год находится в обратном процессе — деглобализации. Первый ее этап начался в 2020 году и был связан с эпидемией коронавируса. Второй этап, начавшийся в 2022 году, был вызван беспрецедентными санкциями против одного из крупнейших поставщиков сырьевых ресурсов в мире — России. Наконец, в 2025 году ожидается третий этап деглобализации — возможно, самый системный, — и связан он с приходом Дональда Трампа в Белый дом. Каждый из предыдущих этапов сопровождался резкими скачками на мировых рынках фрахта.
Экономические взгляды избранного президента США Дональда Трампа, которые получили название «трампономика», действительно способны привести к серьезным потрясениям для мировых цепочек поставок и морской торговли. В 2018 году, во время первого срока президентства Дональда Трампа, спотовые ставки на контейнерные перевозки подскакивали на 70%. В этот раз все может быть даже более волатильно, поскольку новый президент еще более решительно настроен на торговое противостояние практически со всем миром.
Главный аналитик Xeneta Питер Сэнд:
— Учитывая надвигающуюся угрозу тарифных войн между США, Китаем, Мексикой, Канадой и ЕС, мы, вероятно, увидим гораздо более высокие объемы поставок в США, особенно из Китая, поскольку грузоотправители попытаются импортировать товары до вступления в силу тарифов. Как мы видели во второй половине 2018 года — во время первого президентского срока Трампа, спотовые тарифы выросли более чем на 70% на направлении от Китая до Западного побережья США.
Основная идея Дональда Трампа в экономической сфере состоит в том, чтобы защитить американский реальный сектор от иностранной конкуренции, особенно остро ощущающейся со стороны Китая. Если США в предыдущие три-четыре десятилетия активно выводили собственные производства в Азию, в первую очередь в Китай, то теперь, по мнению нового президента, необходимо начать обратный процесс. Трамп уже пообещал ввести торговые тарифы на китайские товары вплоть до 100%, фактически сделав их запретительными. Резкий рост тарифов обещан и другим торговым партнерам, в том числе европейским.
Учитывая это, грузоотправители будут стараться отправить максимально возможные объемы товаров до того, как эти тарифы будут введены, что, в свою очередь, приведет к резкому росту спотовых ставок на контейнерные перевозки. На это в феврале еще и наложится китайский Новый год — традиционное время для повышенного спроса.
Эти факторы, казалось бы, может компенсировать ожидаемый в 2025 году рекордный за 16 лет ввод контейнерного тоннажа (рост на 10% в сравнении с существующим). Однако этот дополнительный тоннаж, скорее всего, будет в значительной мере поглощен удлинением маршрутов из-за ситуации в Красном море.
Причем если говорить о Красном море, да и в целом о безопасности международных морских маршрутов, то грядущий 2025 год пока в этом плане не обещает ничего хорошего. Так, эскалация напряженности на Ближнем Востоке, которая спровоцировала действия хуситов, не только не прекращается, но и развивается далее, о чем говорит ситуация в Сирии. Растет напряженность и в Южно-Китайском море, активизировались сомалийские пираты. C одной стороны, это повышает издержки на перевозку и замедляет мировую торговлю, с другой — помогает компенсировать рост тоннажа за счет удлинения маршрутов.
Из отчета контейнерного перевозчика ONE в 2024 году:
«Поскольку перевозки через мыс Доброй Надежды продолжаются, спрос на грузы в Европе и Северной Америке привел к усилению спроса и на тоннаж флота, в результате чего спотовая ставка фрахта резко возросла. Прибыль значительно превысила предыдущий прогноз».
Если посмотреть на долгосрочную перспективу, то «трампономика» вкупе с проблемами с безопасностью на основных морских линиях в конечном итоге может привести к спаду в мировой торговле на длинных маршрутах АТР — США, Европа — Азия и в обратных направлениях. Китай, который столкнется с высокими тарифами на основных экспортных рынках, начнет искать альтернативные рынки сбыта, среди которых есть и Россия. А значит, роль и значение Дальневосточного бассейна, Восточного полигона железных дорог и Северного морского пути будет лишь возрастать.
Помимо прочего, Дональд Трамп пригрозил запретительными тарифами и тем странам, которые будут отказываться от доллара при расчетах. В реальности это может привести к обратному эффекту — более активному поиску альтернативной доллару системы расчетов. Как мы писали ранее, это может быть валюта, основанная на золотом стандарте.
Если же говорить о сырьевом экспорте, то здесь следует иметь в виду, что тарифные войны будут стимулировать замедление мировой экономики, особенно Китая, что скажется и на спросе на сырье. На это будут накладываться и программы развития новых технологий в энергетике и промышленности, снижающие расход энергоносителей на основных экспортных рынках. И здесь России придется также диверсифицировать свой сырьевой экспорт.
Таким образом, если смотреть на длинном горизонте, мировая экономика в ближайшие несколько лет будет претерпевать трансформацию, которая будет сопровождаться падением значения привычных торговых маршрутов и выстраиванием новых, особенно на евразийском пространстве. Поэтому роль мультимодальной логистики (сочетающей морские, речные и сухопутные перевозки), на наш взгляд, будет возрастать, как и соответствующих международных транспортных коридоров. Целесообразны и инвестиции в создание собственной транспортно-логистической инфраструктуры в перспективных странах-партнерах в АТР, Африке, Южной Америке. И, конечно же, Россия остро нуждается в формировании и развитии собственного торгового флота.
Фото на превью tawatchai07 с сайта Freepik