Добавить новость
ru24.net
Ru24.pro
Январь
2025
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
28
29
30
31

Патентное рабство: как западные фармкомпании наживаются на рынке в РФ

ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Еще одна тема недели - вспышка заболевания со страшным названием метапневмовирус. В информационном пространстве все происходившее поначалу напоминало сценарий пятилетней давности. Китай, новый вирус, переполненные больницы. У заболевших высокая температура, кашель. У некоторых диагностируется пневмония. Подобные сообщения моментально влетали в топ новостей. Интерес объясняется не только еще не забытым опытом пандемии. На самом деле, сработал эффект праздников. Информационное напряжение ослабло, а тут такое. В реальности, ничего страшного не происходит. Метапневмовирус известен уже четверть века. Он действительно может спровоцировать воспаление легких и серьезные осложнения. Но только у людей с очень слабым иммунитетом, у детей до года и пожилых, страдающих хроническими заболеваниями.  Самое важное, вирус, в отличие от COVID-19, не мутирует, а значит, тактика лечения хорошо известна. Профилактика несложна - соблюдать гигиену, мыть руки, избегать контактов с теми, у кого есть симптомы ОРВИ, регулярно проветривать помещения. 

У повышенного внимания к старому новому вирусу может быть еще одно объяснение. Помните знаменитый вопрос "кому выгодно?". В данном случае, тут легко находится ответ. На фоне сообщений о вспышке HMPV заметно подорожали акций фармацевтических компаний. В том числе и в России. И ладно бы речь шла только об отечественных компаниях, но на нашем рынке по-прежнему зарабатывает и западная бигфарма. Причем ведет она себя, мягко скажем, далеко не всегда корректно. Одним из инструментов диктата условий стало авторское право, точнее, так называемые "вечнозеленые патенты", из-за которых невозможно создание аналогов порой очень нужных и дорогостоящих препаратов. Корреспондент "Известий" Алексей Целищев рассказывает.

ФАС стоит на защите патентного права

Ирина Ковалева без терапии уже не одну неделю. Препарат, который ей прописал онколог, в дефиците.  

"Я смотрела в частных клиниках, его стоимость 240 тысяч рублей. Для меня это очень дорого", - рассказала пациентка онкологического центра Ирина Ковалева.

Речь о лекарстве под названием "Ниволумаб" – американский производитель два года назад ушел из России. Отечественных аналогов нет. Это зона жесткой монополии западных компаний.

Одна из причин того, что лекарственный суверенитет страны оказался под угрозой, - на иностранные препараты оформлены "вечнозеленые патенты". Их западные фармгиганты продлевают раз за разом. Для британских, французских, американских компаний российский рынок стал настоящей золотой жилой и отодвинул в сторону отечественных производителей. 

"Это фактически тормоз для вывода на рынок аналогов. Это, прежде всего, влияние на систему здравоохранения", - отметил гендиректор ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев.

Одна из крупнейших отечественных биотехнологических компаний. Biocad 20 лет на российском рынке. Попасть в больницы и аптеки зачастую они могут только по решению суда. Хотя производят качественные аналоги импортных препаратов. 

РИА Новости/Александр Гальперин

"Сосредоточены на онкологических заболеваниях и разрабатываем лекарственные средства для тяжелых заболеваний, например, меланома", - рассказала вице-президент по клинической разработке исследования компании Biocad Юлия Линькова.

Из-за "вечнозеленого патента" альтернативу не могут получить, например, больные сахарным диабетом второй группы. Препарат "Форсига" входит в перечень жизненно важных препаратов. То есть, получают его бесплатно, но не всегда. В Вологодской области минувшей осенью лекарства был лишен целый поселок. 

В соседней коммерческой аптеке "Форсига" есть. Но платить пациенту придется из своего кармана.

Производит препарат британско-шведская компания AstraZeneca. В России она владеет долгосрочными патентами на несколько лекарств, в том числе жизненно важных.

Но Федеральная антимонопольная служба не реагирует. И угрозы для лекарственного суверенитета в том, что рынок принадлежит иностранным компаниям, не видит.

"Служба уделяет пристальное внимание вопросам соблюдения интеллектуальных прав. ФАС России напоминает, что выход дженерика на рынок до истечения срока действия патента на оригинальный препарат является недобросовестной конкуренцией", - говорится в комментарии ФАС.

И переходит от слов к делу. 

"Антимонопольная служба отменила торги и в результате этого большое количество пациентов остались без нужного лекарства. Это уже вопрос безопасности страны, здоровья граждан", - заявил руководитель ассоциации российских фармпроизводителей, председатель Общественного совета при Росздравнадзоре Виктор Дмитриев.

Российский фармбизнес вынужден следовать правилам

Два месяца назад несколько отечественных фармкомпаний получили уведомления: нужно заплатить около 2,5 миллиардов рублей за незаконный выход дженериков – аналогов запатентованных лекарств. 

ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

"Для отрасли – это такое гибельное решение. Потому что вынуждает останавливать процессы, закрывать линии", - заявил замгендиректора "Аксельфарм" Елена Лазарева. 

То есть лишать российских фармацевтов инициативы создавать и производить собственные препараты, которые нужны тысячам россиян. 

"Вот помещение, где лекарственные средства превращают в известную всем форму. Такой небольшой аппарата производит до 156 тысяч таблеток в час", - рассказал Целищев.

Отечественная фарма уже ничем не уступает западным конкурентам, но к пациентам ее как будто не подпускают.  

В Московской области те, кто перенес инсульт, не сразу находят прописанный им препарат "Брилинта". 

Год назад несколько российских регионов решились приобрести отечественные аналоги.

И тут же десятки исков в суды от американской компании Pfizer, обладающей патентами на онкопрепараты. 

"Во всем мире злоупотребление патентом считается незаконной монополистической деятельностью", - рассказал управляющий партнер патентно-правовой компании Алексей Залесов. 

"Когда, например, эта монополия продлевается: монополист может задирать цену, у государства, таким образом, нет возможности охватить здоровой терапией все категории пациентов", - подчеркнул руководитель по внешним коммуникациям компании "Акрихин" Алексей Киселев-Романов.

Мы пытались уточнить в Роспатенте как существующие правила способствуют лекарственному суверенитету. 

ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

"Роспатент участвует в обеспечении баланса на рынке интеллектуальной собственности", - заявили там.

Не помог звонок и главе ведомства Юрию Зубову. 

После этого телефон уже не отвечал. В Pfizer тему патентов с нами обсуждать отказались. А в AstraZeneca пообещали дальше твердо стоять на защите только своих прав. 

"Выход дженериков до истечения срока патентной защиты на оригинальное лекарство нарушает баланс в системе здравоохранения. Компания AstraZeneca предпринимает все правомерные шаги для защиты своей репутации", - отметили в компании. 

Государство выделяет субсидии на создание дженериков, производство которых можно будет запустить в случае ухода западных фармгигантов. В эксклюзивном интервью глава Минздрава рассказал нам, что программа работает. 

"Было несколько случаев, когда компании принимали решения не в пользу интересов пациентов в нашей стране. Поэтому, по сути дела, за кратчайший промежуток времени эти препараты были заменены. И в случаи, если есть риски для пациентов, то интересы пациентов выходят на первое место", - заявил министр здравоохранения Михаил Мурашко.

Вот только вечнозеленый патент может действовать 20, а иногда и 30 лет. И все эти годы конкуренция на рынке по каждому из ключевых препаратов будет ограничена. И вряд ли это приблизит лекарственный суверенитет России. 




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в России и мире

Новости спорта


Новости тенниса
WTA

Касаткина вылетела из топ‑10 рейтинга WTA, Павлюченкова поднялась на девять позиций






ДОМ.РФ вошел в тройку работодателей стройотрасли

На юге Петербурга автомобилисты застряли в огромных пробках

Спектакль «Будем жить» показали в РГДБ в честь Дня полного освобождения Ленинграда от блокады

Пять уникальных домов в стиле советского неоклассицизма отремонтировали в Москве