У юристов множество претензий к Wildberries
Wildberries, крупнейший маркетплейс России, снова оказался в центре ожесточённых споров между участниками рынка, экспертами и государственными структурами.
Селлеры и владельцы пунктов выдачи заказов почти единогласно жалуются: штрафы, которые компания систематически накладывает на своих партнёров, превратились если не в главный, то уж точно в чрезвычайно выгодный бизнес для самой площадки.
Не секрет — система штрафов у Wildberries работает как точный механизм. Любая "ошибка", будь то якобы "самовыкуп" товара или банальный недовоз, фиксируется автоматикой и оборачивается списаниями в пользу самой площадки. Принцип круговой поруки действует до сих пор: владельцы ПВЗ платят за браки и просрочки, к которым зачастую не имеют никакого отношения. Неудивительно, что в последние годы это вызвало целую волну забастовок и протестов.
По открытым данным, только в 2023 году Wildberries заработал почти 20 миллиардов рублей только на штрафах и пенях — по 630 рублей ежесекундно. Пока вы читаете эти строки, маркетплейс успел наложить ещё несколько штрафов своим же партнёрам.
Позиция у Wildberries монопольная — вместе с "Озоном" они контролируют 80% рынка. Условия меняются чуть ли не по щелчку пальцев: сегодня новые комиссии и тарифы, завтра другой способ вычислять хранение товара.
У юристов множество претензий. Это, например, одностороннее изменение условий: Wildberries может менять правила игры (ставки комиссии, тарифы на логистику и хранение) практически ежедневно, не оставляя партнёрам времени на адаптацию. Это принуждение к скидкам: товары продавцов, не участвующих в акциях, пессимизируются в поиске или облагаются повышенной комиссией. А в 2025 году острую критику вызвал алгоритм, заставляющий продавцов оплачивать хранение по прогрессивной шкале, если их товар продается "слишком медленно", по мнению системы.
Но ФАС чаще всего просто выражает глубокую озабоченность, выносит строгие предписания, налагает символические штрафы.
Wildberries выстроил закрытую цифровую диктатуру, где правила меняются в пользу платформы, а риски перекладываются на малый бизнес (селлеров и ПВЗ) и покупателей. Стремление к монополизму и активный лоббизм в высших эшелонах власти налицо. Ради максимизации прибыли здесь идут на всё: нанимают нелегалов, продают контрафакт, планируют алкоголизацию интернета. Если очень надо – стреляют.
Подробнее - в расширенном материале Царьграда.
