Наука — фронту: какой вклад в Победу внесли академические институты
Во время Великой Отечественной войны ученые приняли активное участие в борьбе против врага. Академия наук — один из крупнейших в стране организационных центров — мобилизовала научные коллективы для создания новых материалов, средств вооружения, медикаментов, топлива — той продукции, которая позволила технически превзойти противника и одержать Победу. Война показала, что наука — это не только способ познания мира, но и оружие, которое способно сокрушить врага.
Академия наук в первые дни после вторжения
Во время войны ученые приняли активное участие в борьбе против врага. С первых дней Академия наук (АН) СССР организовала научные коллективы для помощи фронту. Об этом рассказала «Известиям» заместитель директора Архива РАН Ольга Селиванова.
— Например, уже на следующие сутки после вторжения состоялось расширенное заседание президиума АН СССР, где ученые приняли решение все силы направить на задачи обороны. В июле 1941 года при Государственном комитете обороны (ГКО) была создана должность уполномоченного по науке. На нее был назначен Сергей Кафтанов, — рассказала специалист.
Фото: Предоставлено Архивом РАН Историк А.С. Ерусалимский и поэт-фольклорист В.Ф. Боков в группе писателей, военных корреспондентов и офицеров Советской армии у здания Рейхстага. 1945 г.По ее словам, в июле началось перемещение научных институтов в тыл. Уполномоченным по эвакуации был Отто Шмидт. Несмотря на трудности, ученые сразу развернули колоссальную научную деятельность. Для оперативной связи деятелей науки, военных и представителей промышленности были созданы комиссии и комитеты.
Например, в августе 1941 года в Свердловске была создана Комиссия по мобилизации ресурсов Урала, Западной Сибири и Казахстана на нужды обороны страны АН СССР. Ее возглавил академик Владимир Комаров. В работе участвовали специалисты из 60 научно-исследовательских учреждений. Они организовали перевод на военные рельсы металлургического комплекса Урала и Кузбасса.
— Ученые работали на предприятиях. Вместе с инженерами они разрабатывали новые технологии и методы обработки металлов. В частности, группа Андрея Бочвара в 1942 году создала цинковистый силумин — новый легкий и эффективный сплав для производства танковых и авиационных моторов. В результате в производство были внедрены скоростные способы плавки броневой стали, литья высокого качества и другие новации, что помогло кратно увеличить выпуск артиллерии, танков, самолетов и другой военной техники, — объяснила Ольга Селиванова.
Фото: Предоставлено Архивом РАН Распоряжение No 121 по Академии наук СССР об организации Лаборатории N2, возглавляемой академиком И.В. Курчатовым. Сотрудники Лаборатории N2 работали над созданием первой советской атомной бомбы.Также, по ее словам, в июне 1942 года, в Казани под руководством академика Евгения Чудакова начала действовать Комиссия по мобилизации ресурсов Среднего Поволжья и Прикамья на нужды обороны страны при АН СССР. В числе прочего ее усилиями в Казани был налажен выпуск авиационных двигателей, а в Куйбышеве (ныне Самара) — самолетов Ил-2 — одного из символов Победы. Помимо этого, были в рекордные сроки освоены многие месторождения нефти, металлов, химического и строительного сырья.
Перевооружение авиации, флота и медицины
3 апреля 1942 года, рассказала историк, под председательством академика Абрама Иоффе при АН СССР создали Комиссию по научно-техническим военно-морским вопросам. Ее ученым секретарем стал Игорь Курчатов. Одно из ярких достижений ученых в этом направлении — разработка метода противоминной защиты кораблей путем их размагничивания. Его предложил физик Анатолий Александров. В результате внедрения разработки отечественный флот в годы войны не имел потерь от магнитных мин.
— Курчатов приехал в Казань в январе 1942 года. В его лаборатории в числе прочего была создана новая более эффективная танковая броня, разработаны принципы рационального размещения топливных баков на боевых самолетах, выпускавшихся в Казани, — уточнила Ольга Селиванова.
Далее, по ее словам, 17 июня 1942 года организовали Военно-санитарную комиссию АН СССР, которую возглавил академик Леон Орбели. Ученые создавали новые способы медицинской помощи как на фронте, так и в тыловых госпиталях. Особое внимание уделяли обезвреживанию и заживлению ран, вакцинам и лекарствам для борьбы с инфекциями. Например, усилиями команды академика Николая Бурденко были внедрены множество новых хирургических методов, которые спасли тысячи жизней.
Вместе с тем в августе 1942-го в Москве на базе секции по оборонным работам бюро Отделении геолого-географических наук Академии наук была создана Комиссия геолого-географическому обслуживанию Красной армии. Под руководством академика Александра Ферсмана ученые составляли карты, изучали территории для строительства военной инфраструктуры, изыскивали полезные ископаемые и обеспечивали армию информацией о природных ресурсах, которые могли бы повлиять на проведение боевых операций.
Фундаментальная наука в годы войны
Далее, как рассказала сотрудник архива, комиссия по авиации АН СССР была организована 15 марта 1943 года. Ею руководил академик Николай Бруевич. Ученые исследовали эффективность бортового вооружения и разрабатывали новые приборы связи и навигации. В частности, академик Сергей Христианович решил ряд важных проблем прочности самолетов. А теория флаттера (самопроизвольных вибраций крыла) Мстислава Келдыша (будущего президента АН СССР) помогла добиться высокой безаварийности полетов. В результате ученые помогли советским авиаторам завоевать господство в воздухе.
По словам Ольги Селивановой, фундаментальные исследования в годы войны также стали одним из залогов Победы. Например, математик Андрей Колмогоров дал определение наиболее выгодного рассеяния артиллерийских снарядов. Это помогло повысить меткость орудий. В том числе систем реактивного залпового огня типа «Катюш».
В то же время, добавила специалист, Физический институт имени П.Н. Лебедева, размещенный в Казани, стал источником новых приборов и материалов. В числе прочего физики разработали светящиеся составы для авиационных приборов и инфракрасные бинокли. Кроме того, фиановцы занимались созданием радиолокационных систем, которые обнаруживали самолеты противника на большом расстоянии. Уже в 1942 году это оборудование стало поступать на вооружение Красной Армии и сыграло важную роль в защите городов от налетов.
Фото: Предоставлено Архивом РАН Торжественное открытие Юбилейной сессии Академии наук СССР в Большом театре. 1945 г. За вклад в Победу в Великой Отечественной войне более 1,5 тысяч советских ученых удостоились правительственных наград.— Не остались в стороне и химики. К примеру, академик Николай Зелинский с учениками предложил метод получения толуола — эффективного вещества для взрывчатки. А одно из знаменитых вооружений партизан — мастику на основе фосфора — разработал химик Анатолий Качугин. Внешне изделие походило на хозяйственное мыло. Партизаны прикрепляли его к вагонам, а когда поезд набирал скорость, фосфор окислялся от трения о воздух и загорался, поджигая мастику. При горении она нагревалась до тысячи градусов, а ветер разносил огонь по составу, — привела пример историк.
Она добавила, что свой вклад в Победу внесла и гуманитарная наука. В эвакуации ученые развернули работу по подготовке учебников и литературы патриотического характера. Также выходили фундаментальные труды. В том числе «Очерк истории русской культуры», «Краткая история русской философии» и другие.
— Заслуживает внимания, что в годы войны увидел свет труд историка Евгения Тарле «Крымская война» Первый том опубликовали в 1941 году, а второй — в 1943-м. Издание стало самым крупным исследованием первого мирового конфликта на планете. Также будущий академик Дмитрий Лихачев совместно с археологом Марией Тихановой в блокадном Ленинграде написали книгу «Оборона древнерусских городов». Она стала настолько популярной, что ее читали даже в окопах на передовой, — рассказала Ольга Селиванова.
Вместе с тем она отметила, что со 2 ноября 1942 года начала действовать Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (ЧГК). В нее включили ведущих деятелей науки. Сведения, собранные ими, помогли создать доказательную базу на Нюрнбергском процессе. Помимо этого, на основе их данных руководство СССР сформировало требования к странам нацистского блока по возмещению ущерба, нанесенного войной, и выплате репараций.
Как сообщила историк, реэвакуация учреждений Академии наук происходила в течение 1943 года. Затем, начиная с 1944-го, по заданию правительства ученые приступили к созданию плана восстановления и развития народного хозяйства страны в послевоенный период. Эту программу приняли 18 марта 1946-го на Верховном Совете СССР в виде плана Четвертой пятилетки. Она определяла развитие страны до 1950 года.