Сергей Барышев: На съёмках «Тайн следствия» пришлось сигать в окно
Актёр рассказал о культовой роли и о своих новых проектах
В фильмографии Сергея Барышева более трёх десятков работ, но многие телезрители запомнили его в образе оперуполномоченного Владимира Винокурова из сериала «Тайны следствия». Корреспондент «ЗБ» поговорила с актёром о судьбоносной роли и о том, чем он занимается сейчас.
Фото: Василий Якушев
Путаница в гостинице
— Сергей, ваше имя неразрывно связано с сериалом «Тайны следствия», где вы снимались 11 лет. И я была уверена, что вы живёте в Петербурге…
— Так считают многие. Когда мне звонят и спрашивают, не могу ли я приехать на пробы в Москву, то очень удивляются, узнав, что я в Москве живу. Настолько устойчивое впечатление сложилось благодаря этому сериалу. Я действительно в Петербурге прожил долгое время — 20 лет, но сам я из Саратова. К сожалению, из-за постоянной круговерти в родные места никак не удаётся выбраться.
— Случалось, что в жизни вас путали с вашим героем?
— И это здорово — значит, в восприятии зрителей мой персонаж совпал со мной и получился убедительным. Как-то я с актёром Сашей Тютрюмовым (артиста не стало в 2023 году. – Авт.) летел на фестиваль. В самолёте он отдал мне диск, поскольку боялся, что его потеряет, и сказал, что заберёт в гостинице. Прилетели, заселились. Спускаюсь из номера и вдруг слышу на ресепшене шум. Саша спрашивает у администратора: «Куда Владимир Винокуров заселился?» Ему отвечают, что такого нет. Он продолжает: «Как нет, когда мы вместе приехали?» Я подхожу и говорю, что вообще-то меня Сергеем Барышевым зовут.
В другой раз в поезде ко мне подходит человек и выговаривает: «Винокуров, вернись в семью. У тебя такая хорошая жена, а ты с Ольгой замутил». От неожиданности я и моя жена Катя растерялись. Когда поняли, что речь о сериале, я заметил, что это не ко мне претензии, а к сценаристу. А однажды даже помощник режиссёра по актёрам мне сказала: «Володь, запиши на завтра номера сцен». Я ответил: «Хорошо, только меня Сергей зовут». А она: «Да-да, я поняла, Володь».
Чудом обошлись без гипса
— Трюки в сериале сами делали или были дублёры?
— Все трюки, погони выполнял сам. Например, была сцена, когда Винокуров заходит в производственное помещение, видит преступника, которого играл каскадёр, деваться тому некуда, и он выпрыгивает в окно. А высота то ли второй, то ли третий этаж заводского корпуса. Режиссёр говорит: «Давай теперь ты». Я глянул вниз, высота мне какой-то сумасшедшей показалась. Внизу, конечно, гора пустых картонных коробок и что-то типа матов, чтобы смягчить приземление. Прыгнул. Мне похлопали, сказали какой я молодец. А режиссёр: «Давай ещё дубль».
— Обошлось без травм?
— В тот раз да. Но в другой раз была сцена, когда Винокуров лихо перескакивает трёхметровый забор. Первый дубль сняли вроде хорошо. Но после обеда решили ещё дубль сделать. А я уже расслабился, мышцы остыли, и как-то неудачно всё пошло. В травмпункте хирург сказал, что у меня надрыв задних мышц ноги — типичная травма футболиста, и хотел наложить гипс. Но мне неудобно было подводить режиссёра, поэтому обошлись другими средствами, и я похромал на съёмочную площадку.
Для роли в картине «Полигон» потребовалось немало грима. Фото: кадр из фильма
Мог стать врачом или военным
— А как вы в своё время выбрали профессию?
— Родители не имели отношения к кино или театру. Они работали в Энгельсе на заводе имени Урицкого, выпускавшего всем известные тогда троллейбусы. Папа, правда, окончил Академию художеств по классу живописи. Когда мне исполнилось 15 лет, он предложил подумать о поступлении в медицинский институт, потому что папин брат был хирургом. Другой вариант — стать военным: у нас в городе было училище ракетных войск.
Когда я выбрал театральное училище, это всех очень удивило. А началось всё в детском саду. Мы с товарищем Лёшкой Плехановым то ли Петрушками были, то ли Арлекинами. В общем, разыгрывали какую-то сценку и Лёшка забыл текст. Чтобы спасти ситуацию, я начал что-то выдумывать, импровизировать и, видимо, удачно, потому что в зале раздался смех. Меня поразило, что мой персонаж вызвал такую реакцию зрителей, это за помнилось и сыграло роль в выборе профессии.
Сыграл Горбачёва на двух языках
— В фильме «Полигон» вы сыграли Михаила Горбачёва. Интересно, что вам предложили такую роль, вы же на него совсем не похожи.
— Сначала мне предложили сыграть Ельцина. Я сказал, что вообще-то его не люблю за то, что он сделал с нашей страной, и не хочу его играть. На следующий день предложили сыграть Горбачёва. Я не был в восторге и от этого предложения, но ассистент сказала, что режиссёр что-то такое во мне увидел. Правда, от предложения постричься наголо я отказался, шевелюра мне была нужна для другой картины.
Любопытно, что эта история получила продолжение. «Полигон» увидели в Англии, и мне предложили сыграть Горбачёва в английском фильме. В школе я учил немецкий, который благополучно забыл. На английском знал несколько фраз, необходимых в путешествиях, так что пришлось взять репетитора. Записал самопробы, отослал. Долго не было ответа, потом мне позвонили и сказали, что я утверждён и что у меня хорошее английское произношение. Меня это очень повеселило. Но на съёмки в Англию я так и не попал, потому что началась пандемия ковида.
Учится на режиссёра во ВГИКе
— Чем занимаетесь сейчас?
— Уже несколько лет работает наша театральная студия «Чудомир», сейчас она находится в городе Московский. У студии около 300 наград, из них 40 Гран-при, в том числе из Италии, Китая, Болгарии, Словакии. В Питере, работая на ГТРК «Петербург — 5-й канал» в качестве режиссёра и сценариста, выпустил более 30 передач в циклах «Мы артисты», «Моя Россия», «Русская усадьба». Записал три альбома авторской песни. Продолжаю учиться во ВГИКе в мастерской авторской режиссуры народного артиста России Николая Петровича Бурляева. Сейчас идёт работа над фильмом «20 минут страха», где снялись дети, сыгравшие главные роли, и профессиональные актёры, в числе которых Лариса Лужина, Катя Семёнова. Ну и, конечно, продолжаю сниматься.