«Господа-градоубийцы», скоро будем пить боржоми в Севастополе?
Сегодня, когда нам вдруг поведали, что в городе осталось воды всего на 81 день, как не вспомнить события, произошедшие в 2015 году. Тогда, по сценарию местечковых дирижеров, шли градостроительные бои не только местного значения, но и с привлечением заезжих суперспецов, градостроителей из Москвы и Санкт-Петербурга.
Замечу, что все эти проектные бригады были вовсе не альтруистами, а рисовали и докладывали за приличные деньги. И это при том, что они же профукали генеральный план Москвы, которая стала необъятной и техногенно опасной, с населением в десятую часть необъятной России.
Исключение составляли лишь мы, туземные местные архитекторы, которые поучаствовали в этих градостроительных упражнениях вроде комиков, благотворительно. Привлекали также московских спецов на градостроительные тезисы во время первой избирательной кампании в Заксобрании. Похоже, в те времена у власть имущих и появилась горячая идея поиграть в азартные градостроительные игры.
А что предлагалось?
Во всех проектах наших конкурентов не звучало, что Севастополь - это база Черноморского флота, а это город на юге России, культурный и туристический центр, второй дом для россиян с населением более 610.0 тыс. чел.! И все это проходило на ура.
При этом зоны, предназначенные для промышленности, перекрашивались в цвет жилья повышенной этажности. Особенно в этом преуспели наши идеологи от строительной индустрии, в чем мы можем убедиться в наши дни. Уже появляются жилые кварталы в этих промзонах.
На мой взгляд, строительство жилья в нашем сложившемся городе должно вестись методом реновации, заменяя один жилой фонд более комфортным и рентабельным экономически, а не покорять новые земли, в том числе на лесных и заповедных территориях.
Мы сами себя приговариваем, лишаем будущие поколения необходимых территорий-кормилец, а, следовательно, и градообразующих предприятий.
Уже сегодня не раз звучало из прессы, что кораблестроения не может быть в Севастополе по целому ряду надуманных причин, а вот в маленькой Керчи с населением около 100.0 тыс. чел. продолжают развивать кораблестроение.
Так тихо ушла Атлантика, затухает рыболовство и рыбопереработка, а вместе с ними и морпорты. Я уже не говорю о приборостроении, для которого были созданы в Советское время три завода и система высшего специального образования.
Теперь там супермаркеты и культурно-развлекательные центры. Все идет к тому, что мы становимся очередным южным полукурортным городом с военными кораблями, патриотическими слетами и винными фестивалями.
Вся эта неуправляемая градостроительная вакханалия привела к тому, что население Севастополя стало неуправляемо расти и дошло почти до миллиона. Вот и выпили всю воду...
Вернусь к своей версии генплана!Еще раз обращаю ваше внимание, что Севастополь - это прежде всего военно-морская база Черноморского флота, не следует этого стыдиться и задвигать в последний абзац его главное предназначение.На схеме генплана видно, что сохраняются все промышленные и спецтерритории, а жилье строится по системе реновации при следующих показателях:
- Территория города Федерального значения Севастополя ______86359.0 га.
- Зона городских планировочных районов ____________________23300.0 га.
- Зона сельскохозяйственных планировочных районов _________63050.0 га.
- Население всего ____________________________________ 420.0 тыс. чел.
в т.ч. - в пределах гор. черты 380.0 тыс. чел., в сельской зоне - 40.0 тыс. чел.
- Трудовые ресурсы ___________________________________230.0 тыс. чел.
- Распределение жилого фонда - много и среднеэтажного ___________ 75%
малоэтажного ____________________25%
А что происходит сейчас?
Город не может сам себя обеспечить, зарабатывать собственные деньги, постоянно клянчит у Москвы даже на ремонт подъездов и благоустройство. Не открыли и не построили ни одного завода или фабрики, но опять же, на федеральные деньги собираются строить служебное жилье...
Все это приводит к тому, что Севастополь становится вторым домом для многих россиян, в особенности чиновников. Намечаются стройки века, но это не градообразующие предприятия, а иного назначения. Внимание горожан сосредотачивается на маленькой "Ракушке", за которую должны ответить прежде всего главный и проектирующий архитекторы, а не на всем Приморском бульваре, который надо проектировать бульдозером...
Относительно водообеспечения
В начале 90-х годов я общался с мэром болгарского приморского города Бургаса. Он мне поведал, что с водой во все времена у них были проблемы с почасовым графиком подачи, пока они не установили водяные счетчики во всех домах и квартирах, определили соответствующую цену. При этом исключались какие-либо несанкционированные утечки или забор воды, а попросту воровства. Воды стало достаточно.
Вот на этот опыт надо опираться, следует проверять постоянно сети, учить и приучать население к бережному использованию воды в нашем засушливом районе, не увлекаться посадкой растительности, требующей интенсивного полива чистой водопроводной водой. В конце концов, прекратить строить эти бесчисленные и многоструйные фонтаны в нашем приморском городе.
Пора уже поучиться у средиземноморцев бережному и экономному использованию воды. А пока у нас пир во время чумы...
Отмечу, что Севастополь - это город федерального значения, военно-морская база Черноморского флота РФ, научный, культурный, исторический центр и морской порт юга России, а не развлекательный, фестивальный курортный городище в нашем неспокойном окружении.
"Господа-градоубийцы", похоже, что уже скоро будем пить боржоми...
Архитектор Георгий Григорьянц