Известному севастопольскому скульптору исполнилось бы 85 лет
Монумент основательнице Севастополя Екатерине Второй, бюст флотоводца Фёдора Ушакова, памятник героям-подводникам. Это лишь самые известные работы Станислава Чижа. Исполнилось 85 лет со дня рождения севастопольского скульптора.
Отзывчивый, добрый, искренний, тактичный – этими словами Станислава Чижа описывают все, кто его знал. Для Бориса Гельмана не просто друг – брат. Они познакомились ещё во время срочной службы. Матрос Чиж тогда обошёл в конкурсе уже именитого на тот момент скульптора Кербеля и стал автором памятника «Мужеству, стойкости, верности комсомольской». Большую часть жизни Станислав Александрович творил в небольшой мастерской на улице Володарского.
«Однажды здесь были, по-моему, итальянские моряки, они пришли – спускались сверху, увидели: свет здесь горит, взяли, зашли. Они посмотрели и один говорит: а что так у вас очень много красивого, интересного, но почему эти вот трещины и так далее… понимаете? Был один польский парень, который сказал: слушай, значит, я посмотрел, как ты здесь живёшь. Мне бы в Польше дворец построили, ну а он говорит: у нас сейчас дворцы вообще никому не строят», – вспоминает журналист Борис Гельман.
Здесь Станислав Чиж создавал каменную летопись Севастополя. И принимал гостей: от слесаря до Героя Советского Союза. Здесь же ровно 15 лет назад впервые обсуждалась концепция создания музея на 35 береговой батарее.
«В конце 50-х годов он с кем-то ещё здесь был. И он говорит, что, когда мы увидели останки, при этом здесь буквально полметра, камень просто соскочил, мы поняли, что здесь, наверное, их много. И поэтому для меня это было такое большое потрясение, говорит он, что я двумя руками «за»! И обязательно там надо проводить поисковые работы», – говорит директор музейного комплекса 35-я береговая батарея Валерий Володин.
Память тех, кто боролся за Севастополь, Чиж увековечил в памятнике подпольщикам. И, конечно, в рельефах у обелиска городу-герою Севастополю. Вдохновения Станислав Александрович никогда не ждал, считал, что оно приходит в процессе работы. А работал он много, но в воскресенье обязательно собирал семью за столом. С женой Светланой они прошли многое, и как вспоминает одна из дочерей Чижа, жить друг без друга не могли.
«То, что касается мамы и папы, это очень чуткое отношение друг к другу. Они привили нам это чувство семейственности. Для нас это очень важно. И по сей день мы прекрасно знаем, какие бы обстоятельства не были, у нас существует один святой день – воскресенье, наш семейный день, когда мы стараемся собраться», – дочь Станислава Чижа Александра Чиж.
Семья и коллеги стараются сохранить наследие скульптора. Проекты и планы есть, но мешают имущественные споры по мастерской. Не все памятники мы видим в первоначальном их виде. Один из примеров – композиция, посвящённая подводникам-черноморцам. Сейчас бассейн наполняет лишь дождь, а по задумке, рубка с командиром и сигнальщиком выглядывала из воды: это позволяло соблюсти традицию возложения венков на морскую гладь. Что и было сделано в день открытия, хотя без курьёзов не обошлось.
В ночь перед открытием памятника ударил мороз. Материя, которая накрывала конструкцию, примерзла к её поверхности. Гимн Советского Союза играл уже третий раз. Командующий флотом, как вспоминают участники события, хмурил брови. Но проблему решил один из матросов. Он бросился в ледяную воду и резким движением сорвал материю.
Самоотверженность пришлось проявить и при открытии, пожалуй, самого знаменитого творения Чижа. Создание, установка и открытие памятника Екатерине Второй напоминали спецоперацию. Императрица в сумерках взошла на постамент, держа в руках указ об основании российского Севастополя.
«Это такой символ был для того времени. И, естественно, что украинские власти были категорически против, чтобы этот памятник появился в Севастополе, поэтому неравнодушные люди здесь дежурили, стояли ночами. И мне так жаль, что Станислав Александрович не дожил до этого времени, потому что для него это было бы большим-большим таким нравственным утешением, что севастопольцы не просто восприняли то, что он сделал, а то, что для севастопольцев это стало символом, символом их возвращения на Родину», – подчёркивает сенатор Екатерина Алтабаева.
Вероника Андреева, Александр Попов, Наталья Бабкевич, Антон Тершёкин, Сергей Буторин