Балаклавские приключения китайских дипломатов
Шел 2002 год. Ровно через год после посещения Севастополя китайским военным кораблем «Циндао» с неофициальным визитом Севастополь и Балаклаву посетили одновременно два высоких китайских дипломата.
В июле ко мне обратился старый знакомый - Чрезвычайный и полномочный посол КНР - господин Ли Гобан с просьбой, не афишируя, принять его коллегу из Москвы господина Чжан Дэгуан с супругой.
Чжан Дэгуан родился 10 февраля 1941 года в Цзинине провинции Шаньдун — китайский дипломат. Окончил факультет русской литературы Пекинского института иностранных языков (1965). Был направлен по распределению на работу в Министерство иностранных дел. На работе в МИД КНР с 1965 года. В 1965—1973 гг. работал в бюро переводов МИД КНР.
В 1973—1977 гг. атташе посольства КНР в СССР. В 1977—1987 гг. второй, первый секретарь, затем заместитель начальника канцелярии китайско-советских переговоров в Департаменте по делам СССР и стран Европы МИД КНР. В 1987—1992 гг. советник посольства КНР в США. В 1992—1993 гг. посол КНР в Республике Казахстан. В 1993—1995 гг. начальник Департамента стран Восточной Европы и Центральной Азии МИД КНР. В 1995—2001 гг. заместитель Министра иностранных дел КНР. С 2001года посол КНР в Российской Федерации.
Справка. Китайская народная республика, сокращенно КНР — государство в Восточной Азии, крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,3 млрд, большинство населения — этнические китайцы, самоназвание — хань); занимает третье место в мире по территории, уступая России и Канаде. Со времени провозглашения Китайской народной республики в 1949 г. правящей является коммунистическая партия Китая. Несмотря на формальное наличие восьми партий, КНР фактически является однопартийным тоталитарным государством.
КНР расположена в Центральной и Восточной Азии. С востока на запад страна протянулась на 5700 км, с севера на юг — на 3650 км. Страна граничит с 15 государствами и территориями. Очень большая по протяженности граница у Китая с государствами СНГ (1/3 всех границ КНР).
Чрезвычайно выгодно приморское положение КНР: протяженность морских границ — около 15 тыс. км (7 провинций — приморские). Благодаря речному пути по Янцзы, которая судоходна на протяжении 2,7 тыс. км, глубинные районы страны также имеют выход к морю. Китай омывается водами Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Они используются для судоходства и рыбного промысла.
Население Китая составляет — 1 317 000 000 чел., это 1-е государство в мире, плотность — 140 чел./км2, общая площадь территории — 9 596 960 км². ВВП КНР составляет 6,449 трлн. $, по этому показателю страна занимает 2-е место в мире, на душу населения приходится по 5000 $.
Власти КНР заявляют о том, что в стране ведётся строительство социалистической рыночной экономики, однако фактически развитие экономики идёт по рыночному пути, и за последние три десятилетия значительная часть экономики была приватизирована. В Конституции страны в качестве экономического курса закреплён «социализм с китайской спецификой».
КНР граничит с 14 государствами: Афганистаном, Бутаном, Мьянмой (Бирмой), Индией, Казахстаном, Киргизией, Лаосом, Монголией, Непалом, КНДР, Пакистаном, Россией, Таджикистаном и Вьетнамом.
В зарубежной литературе часто районы, находящиеся под контролем КНР, именуют континентальным Китаем, при этом обычно это понятие не включает так называемые специальные административные районы — Гонконг и Макао (бывшие британская и португальская колонии, воссоединившиеся с КНР лишь в конце XX века).
Согласно договору, заключённому с Великобританией в 1989 г., Сянган (Гонконг) перешёл под управление КНР как специальный административный район 1 июня 1997 г., а последняя португальская колония Макао (Аомынь) — в 1999 г.
Китайская народная республика осуществляет административный контроль над 22 провинциями; при этом правительство КНР считает Тайвань своей 23-й провинцией. Кроме этого, в КНР также входят 5 автономных районов, где проживают национальные меньшинства Китая; 4 муниципальных образования, соответствующих городам центрального подчинения, и 2 специальных административных района под управлением КНР. Кроме того, 3 города центрального подчинения
Из истории двусторонних отношений
Первая попытка установить дипломатические отношения с Китаем была предпринята в 1608 году по приказу Василия Шуйского, однако из-за внутреннего раздора в Китайской империи посольство не смогло добраться до столицы.
Первый межгосударственный договор был подписан между Россией и Цинской империей в 1689 году и получил название Нерчинского. Документ определял правила торговли и устанавливал границы. По этому договору Россия утратила обширные территории, но российские купцы получили доступ к китайскому рынку. После этого договора отношения стали постоянными, государства урегулировали конфликты в преимущественно договорном режиме.
В 1858-м между странами был подписан договор, в результате которого к России отошли огромные территории Манчжурии, в том числе современный Приморский край.
Отношения между СССР и Китаем были очень неравномерными на протяжении ХХ века.
Впервые отношения между советской властью и Китаем были установлены в 1922 году, однако уже в 1926-м они были разорваны. Посольства Китая в России в этот период, разумеется, не существовало. В первое время гражданской войны в Китае, российское правительство оказывало поддержку Гоминьдану, а Чан Кайши даже посещал Москву.
Период подлинного расцвета двусторонних отношений начнется в 1949 году и длился до 1956-го.
После этого отношения приходят в упадок, и долгое время риторика вражды преобладает между странами. Российско-Китайские двусторонние отношения
После распада Советского Союза у стран появился прекрасный шанс перезагрузить отношения. В первую очередь открылись впечатляющие возможности для развития экономического, научного и военно-технического сотрудничества. Официально сегодня отношения характеризуются как стратегическое взаимовыгодное партнерство. Товарооборот между государствами растет, развивается приграничная инфраструктура, растет число китайских туристов в России.
Расцвет экономического сотрудничества сопровождается также интенсификацией культурного обмена, возрастает взаимная потребность граждан двух стран в изучении языка партнера.
Высокие китайские гости хотели посетить Севастополь, осмотреть панораму обороны Севастополя 1854–1855 гг., Херсонес Таврический и главное — Балаклаву. Из Балаклавы они хотели выйти в море, к гротам у мыса Айя.
По просьбе китайцев визит гостей в Севастополь обеспечивал культурно-исторический центр «Севастополь». Директор туристической компании Нелли Иванова давно работала с китайскими туристами, а сама компания была на хорошем счету в Китае.
Несомненно, читателю было бы интересно узнать, как китайские гости посещали вышеназванные туристические объекты Севастополя, но я остановлюсь лишь на одном эпизоде — посещении Балаклавы.
Как и на многих других иностранцев, Балаклава произвела на них большое впечатление. Несмотря на разрушенную набережную, грязные фасады домов и рыбацкие ялики, китайцы в первую очередь обратили внимание на сам балаклавский ландшафт, уникальную бухту, горы.
В море мы вышли на прогулочной яхте «Галла», с нами был мой брат Евгений, который приехал из Москвы в отпуск и в это время отдыхал у нас.
Сначала китайцы были притихшими, только все фотографировали и между собой что-то обсуждали, жестикулируя и показывая руками на вершины гор. Море спокойное, я рассказал им об урочище Айязьма и стартовой позиции берегового ракетного полка советского периода, скрытого высоко в горах.
Балаклавский пляж «серебряный»
Айязьма - одно из самых красивейших уголков Крыма. Это урочище, в народе Инжир, расположено в пяти километрах от Балаклавы, между Балаклавским заливом и мысом Айя. Название «Инжир» пляжу досталось из-за инжирной рощи, которая полностью покрывала всю прибрежную часть пляжа и подножия мыса Айя.
Теперь от рощи осталось не так уж много, особенно на самом пляже, в основном эти места полностью покрыты хвойными деревьями. Сами места для купания на Инжире скорее выглядят небольшими пятачками - 100-120 метров.
В это время Нелли и ее помощница приготовили бутерброды, помыли фрукты, в общем, накрыли на палубе яхты импровизированный фуршет. Мы знали, что в Китае придают огромное значение налаживанию неформальных отношений с зарубежными партнерами. Вас могут спросить о возрасте, семейном положении, детях — не обижайтесь, это искренний интерес к вам.
Миновав Серебряный и Золотой пляжи, мы двигались вдоль побережья в 200 метрах от берега. Вышли на траверз скалы, местные жители называют это место, простите, просто «Жопа», так как этот камень при взгляде с моря удивительно напоминает эту часть тела.
Скала с экзотическим названием
Действительно, кто бывал в этих местах, тот всегда отмечал, что две огромные одинаковые по величине, абсолютно гладкие прибрежные скалы, стоящие рядом друг с другом, очень напоминают часть тела. Сходство поразительное, женщина стоит задом в воде, наклонившись вперед, а мы как бы смотрим на нее сзади.
Вот такой вид открылся перед нами, что, естественно, привлекло внимание наших гостей.
«Давайте подойдем ближе», — попросил Чжан Дэгуан, посол Китая в России.
Подошли и отчетливо увидели скалы. Здесь китайские гости оживились, начали что-то дружно обсуждать.
Вспомнили и аналогичные «памятники архитектуры» в американских горах и слова текста популярной песни П.Т. Барнума «The Other Side» исполнителя (группы) Hugh Jackman. В переводе с английского «обратная сторона».
В США есть свои искусственные «..опы», вырезанные в горах
Чжан Дэгуан долго разглядывал берег в бинокль, а затем что-то начал рассказывать Ли Гобангу.
Потом они решили искупаться и обсуждали эту процедуру. Вода была исключительно чистой и прозрачной. Несмотря на приличную глубину, около 20 метров, дно хорошо просматривалось.
Уже позже оба посла признались, что они впервые на яхте вышли в открытое море. Посол КНР в России вообще в первый раз увидел Черное море и поэтому сначала немного волновался. Оказалось, что он, уроженец одной из внутренних провинций Китая, в детстве плавал только в реке и озере.
Пока Нелли рассказывала женщинам о преимуществах купания в море, мужчины разделись и рассматривали берег, выбирая, куда плыть. Я должен был их сопровождать и плыть рядом.
Один за другим оба дипломата прыгнули в море, и, как по команде, в море вслед за ними прыгнули их охранники. Мы с Женей последними прыгнули в воду. Когда я вынырнул, то увидел рядом с собой испуганные глаза охранника господина Ли Гобана, как его представили нам китайцы, Коля. Тот, недолго думая, хватает меня за горло и начинает топить. Я всячески пытаюсь освободиться от его рук, но разжать их не могу. Хорошо, что я много лет занимался спортом и в свое время был кандидатом в мастера спорта по водному поло. Это помогло мне удержаться на плаву и удержать тонущего охранника.
Люди на борту яхты видели эту борьбу и не могли понять, что происходит. Наконец, Нелли догадалась и бросила спасательный круг в воду. Удерживая на плаву не умеющего плавать охранника, я дотянулся до круга и подтолкнул его китайцу. Тот ухватился за круг мертвой хваткой и уже его не отпускал. Вдвоем мы доплыли до трапа, где охранника подхватил механик яхты.
Оказывается, китаец не только не умел плавать, он вообще никогда не видел моря и думал, что в этом месте неглубоко. Но когда он прыгнул в воду за своим боссом, то не почувствовал дна и схватился за первый попавшийся ему предмет, то есть за меня.
Вытащив на борт потенциального утопленника, мы с братом отправились догонять наших дипломатов, которые важно плыли к берегу. Недавний инцидент с охранником они даже не заметили. Как позже сказал Ли Гобан, это его проблемы.
Когда мы доплыли до берега, то увидели на пустынном берегу урочища Айязьма группу молодых людей, сидящих под скалами у костра. При более внимательном изучении обстановки мы обнаружили, что одна из двух девушек — без бюстгальтера, только в трусиках-«бикини».
Есть люди, которые, отправляясь отдыхать в Крым, не задумываются, в каких нарядах будут блистать у моря. Он у них на все случаи жизни один — собственное тело.
Нудисты на благословенный полуостров съезжаются уже более 80 лет с единственной целью — поплавать и позагорать в чем мать родила.
Любимое место их обитания — пляжи с богатыми натуристскими традициями, а таких на полуострове немало. Общество, загорающее в купальниках, приверженцы голой правды называют «человеками в футляре», «текстильщиками», «полосатиками».
Еще в 20-х годах побывавший в Коктебеле Михаил Булгаков писал о «войне» между одетыми и раздетыми: «На стене оставшегося от довоенного времени помещения поэтического кафе «Бубны».. красовалась знаменитая надпись: «Нормальный дачник — друг природы! Стыдитесь, голые уроды!». Впрочем, в те времена «голые уроды» появлялись на публике в трусиках, вовсе не обнажая интимные места.
Сегодня наше отношение к натуристам, в общем-то, миролюбивое — во-первых, они, как и другие туристы, везут в Крым деньги, во-вторых, не претендуют на общественные пляжи. В советское время их гоняла милиция, самых упорных даже сажали на пятнадцать суток по «хулиганской» статье. Сейчас же для граждан, желающих загорать обнаженными, закон не писан. Хотя были рекомендации от депутатов регламентировать само существование нудистских пляжей и ослушников штрафовать. Но пока до этого дело не дошло.
Председатель неформального общества натуристов СНГ Александр Горелик как-то рассказывал мне, что Крым, Севастополь по-прежнему считаются лучшим уголком бывшего Союза для «натурального» отдыха.
«Несмотря на глобальную застройку побережья, здесь осталось немало малолюдных мест, которые просто непривлекательны пока для строительства: труднодоступны, сюда невозможно проложить коммуникации», — говорит он.
В Севастополе есть свой «узаконенный» нудистский пляж. Он расположен под крутыми склонами мыса Айя. Это действительно труднодоступное место, и посещать его может не каждый. Что же касается наших «дикарей» на берегу урочища Айязьма, то они, очевидно, не дошли до нудистского пляжа и решили остановиться у скал пустынного берега.
Отдохнув от продолжительного по китайским меркам заплыва, господин Чжан Дэгуан захотел пообщаться с молодыми людьми, и мы направились в их сторону. Когда мы подошли, девушка нисколько не смутилась, а молодые люди встали. Честно говоря, я немного испугался. Незнакомые молодые крепкие парни, два иностранных посла, полуголая девица не оставляли места для хороших мыслей. Я сразу предупредил молодых людей, что перед ними дипломаты из посольства КНР. Тогда девушки тоже встали и поздоровались. Оказалось, что молодые люди — студенты из Львова — уже третий раз приезжают под Балаклаву на летние каникулы отдыхать «дикарями», понырять с маской.
Оба посла завели непринужденный разговор с туристами из Западной Украины, а Чжан Дэгуан не сводил глаз с полуобнаженной девушки, которая не собиралась прикрывать свою грудь. Почувствовав повышенное внимание китайского дипломата, девушка все-таки прикрыла грудь, скрестив на ней руки. Но это не уменьшило внимание китайского посла к даме, и он продолжал расспрашивать об обстановке в Западной Украине, настроениях среди населения. В общем, беседа несколько затянулась, мне пришлось напомнить, что впереди нас ожидает еще увлекательное путешествие в морскую пещеру.
В это время китаянки на яхте тоже решили искупаться. Тон задавала госпожа Дзгуан, супруга посла Китая в России. Филолог по образованию, она много читала о морских просторах, и мечтала когда-то окунуться в настоящее море. Поэтому, когда Нелли предложила женщинам искупаться, Дзгуан сразу же согласилась. Супруга посла на Украине, памятуя недавний инцидент, произошедший с ней в Севастополе, в результате которого она попала в инфекционную больницу, сначала наотрез отказалась.
Третий секретарь посольства КНР в Украине Джэн Вэй первой приняла предложение. Наконец три женских тела, включая супругу посла в России, скользнули в воды Черного моря. Два из них были абсолютно белыми, очень изящными, чрезвычайно тонкими и стройными. Думаю, что если бы проводился конкурс красоты среди жен дипломатов, то их не допустили бы даже на пробный показ. Вот почему посол Китая в России с таким вниманием разглядывал студентку из Львова.
Загоревшая Нелли Иванова показывала образцы плавания на спине и брассом. Женщины долго купались, не отплывая от яхты. Наконец, не выдержала Ван Чун Юань — жена посла Китая в Украине — и присоединилась к другим купальщицам.
Нам же обратный путь от берега к яхте оказался несколько утомительным. Наконец мы поднялись на борт яхты, и все облегченно вздохнули. В конце концов, никто не утонул, послы и их жены искупались в Черном море, тем самым открыв купальный сезон.
И теперь все дружно принялись за еду. Выпив по фужеру шампанского, китайцы развеселились, начали наперебой, путая китайские и русские слова, обсуждать свой героический поступок — купание в Черном море. После шампанского выпили немного коньяку, закусили бужениной, запеченной курицей, фруктами. В общем, китайцы были в хорошем настроении.
Затем мы подошли к балаклавским гротам, оба посла совершили заплыв внутрь каменной гряды, нависшей над морем. В пещере было темно и немного жутко, вода — градусов 16-17, но чистая и почти питьевая. Дело в том, что в этом месте выходят пресные грунтовые воды, поэтому вода холодная.
Балаклавские гроты с чистой пресной водой
«Это чрезвычайно экзотическое и очень красивое место», — сказал Ли Геобанг, выплывая из грота. Остальные китайцы побоялись заплывать внутрь пещеры.
На обратном пути в Балаклаву Чжан Дэгуан начал задавать мне вопросы, как государство разрешает туристам появляться на людях в голом виде. Эта тема, видно, его очень взволновала. Тогда я рассказал послу всё, что знал об этом «явлении природы».
Колыбелью крымского натуризма считается Коктебель. Сегодня обнаженными телами усеяна территория у так называемого Юнговского холма — склепа одного из почетных граждан поселка. Обычный и нудистский пляжи имеют границу, хотя никто, в общем-то, не требует от забредшего на «чужую» территорию немедленно снять или надеть плавки.
В Севастополе известен пляж на мысе Фиолент, туда нередко ходят гости города, чтобы просто полюбоваться красивым видом — не только природой, но и загорающими на камнях девушками без купальников. Дикие пляжи Качи, Любимовки и Орловки тоже привлекают натуристов — правда, год на год не приходится, иногда нашествие «полосатиков» заставляет обнаженных граждан искать для отдыха другие места.
Затем мы перешли к обсуждению более серьезных тем, и в первую очередь особенностей китайской социалистической экономики. У меня тоже было много вопросов к китайским дипломатам, и я попросил их рассказать о населении и успехах китайской экономики.
На мои вопросы охотно отвечал господин Чжан Дэгуан, который очень хорошо знал эти темы. Оказалось, что через несколько дней он должен убыть в Китай, получив повышение по службе. Позже, если я не ошибаюсь, он занял пост заместителя министра иностранных дел Китая. Путь до Балаклавы был неблизкий, мы с удовольствием прослушали этакую политинформацию о Китае.
Этнические китайцы — хань, ханьцы — составляют более 25 % из 6 миллиардов населения планеты — около 1300 миллионов в самом Китае и более 200 миллионов (не тысяч!) — в заграничной диаспоре. Среди которой очень многие, десятки тысяч –– мультимиллионеры, люди не просто богатые, а очень богатые. Организованы великолепно!
Чжан Дэгуан рассказал, что десятки тысяч китайских мультимиллионеров в диаспоре –– это не эмигранты-изгои, а единая, мощная и динамичная, экономически агрессивная финансовая структура, активно сотрудничающая с континентальным, т.н. коммунистическим, Китаем.
«Этот замечательный день на всю жизнь останется в нашей памяти», — сказал на прощание Чжан Дэгуан.
Действительно, 3-й секретарь посольства КНР в Украине Джен Вэй через несколько дней передала нам подарки и личное письмо посла со словами искренней благодарности посольства за высокую организацию визита в Севастополь.
Валерий Иванов