Уроки истории: в России на президентский грант воссоздадут «концлагерь для детей»
Так назвали российские СМИ музей под открытым небом в Карелии, где в годы Великой Отечественной войны финская оккупационная администрация создавала концентрационные лагеря для советских военнопленных и интернированного гражданского населения.
Предполагается, что на территории воссозданного концлагеря будут проводить патриотические занятия для детей из Санкт-Петербурга и ряда населённых пунктов Карелии.
О том, почему в России решили воспитывать патриотизм у молодёжи с помощью таких проектов, — в материале ForPost.
Благими намерениями…
Воссоздать копию концлагеря для советских военнопленных решил детский благотворительный фонд «Открытые возможности». Цель у сотрудников общественной организации благая — сохранение исторической памяти.
Руководитель детского благотворительного фонда «Открытые возможности» Наталья Абрамова. Скриншот видеосюжета «Вести-Карелия»
Российская молодёжь практически ничего не знает об оккупации финнами русских земель во времена Великой Отечественной войны. Поэтому было принято решение окунуть детей «в атмосферу тех событий, данные о которых они не найдут в учебниках по истории и не узнают на уроках в школе».
Напомним, что приказ о создании подобных лагерей был издан 8 июля 1941 года и подписан лично финским маршалом Густавом Маннергеймом. Этот указ предусматривал этнические чистки.
Первый финский концлагерь был образован 24 октября 1941 года в Петрозаводске — столице Карелии. К 1942 году в лагерях содержалось около 24 тыс. узников, преимущественно русской национальности (96%).
По свидетельствам выживших, в лагерях была антисанитария, голод и эпидемии. Помимо взрослых в лагерях содержались дети.
«Открытые возможности» провели соцопрос среди школьников Карелии. Согласно его результатам, большинство учащихся 7–9 классов не знали о существовании финских лагерей с детьми-узниками. Это пробел в знаниях частично был устранён благодаря фильму «Весури», посвящённому этим историческим событиям. Кинолента была показана карельским школьникам весной 2019 года.
Сотрудников фонда «Открытые возможности» удивило такое незнание истории. И это несмотря на то, что почти у каждого из именно этих детей, проживающих сегодня на территории Карелии и Ленинградской области, на войне в этом регионе воевал прадедушка или была в оккупации прабабушка.
Читайте также: Кинокритик Ирина Павлова: вокруг памяти Победы происходит вакханалия
«Мы считаем важным восполнить пробелы в образовании путём создания исторической реконструкции жизни и быта финских лагерей 1941–1944 годов последующими экскурсиями для детей 9-х классов (именно в 9-м классе в школьной программе изучают период Великой Отечественной войны) городов Ленинградской области и республики Карелия. Для нас это особенно важно, так как наш фонд помогал проекту создания «Весури» — мы организовывали ознакомительные экскурсии для детей на места съёмок, оказывали фильму информационную поддержку. Именно тогда нас поразил масштаб данных, о которых сегодня почти никто не знает, объём совершенно забытой исторической информации, а ведь это наша карельская земля», — сказано в обосновании проекта, опубликованном на сайте Фонда президентских грантов.
Общая стоимость проекта превышает 4 млн рублей. Почти 3 млн рублей — средства президентского гранта.
Вы сошли с ума?
Однако эта благая цель подверглась жёсткой критике со стороны россиян. Почти все СМИ написали о «странном проекте» из Карелии, а интернет-пользователи организаторов проекта назвали «сумасшедшими».
«Такой абсурд даже из Украины наблюдать уже не смешно», — написал интернет-пользователь под ником Внезапный Валера.
«Хороший лагерь. И конкурсы интересные. А если серьёзно, то беды с башкой. Да кто в здравом уме туда ребёнка отвезёт?» — негодует другой интернет-пользователь под ником Ближний фитиль.
Россияне уверены, что детей на экскурсии в этот музей будут загонять добровольно-принудительно. Люди сошлись во мнении, что средства президентского гранта нужно было направить на лечение коронавируса, но никак не на создание «концлагеря для детей».
Тем временем, по данным «Вести-Карелия», работы в новом музее под открытым небом в стадии завершения. Он расположен на территории базы отдыха в деревне Ватнаволок. За основу реконструкции взяли декорации снятого в республике фильма «Весури».
Скриншот видеосюжета «Вести-Карелия»
Деревянные бараки, пулемётные и смотровые вышки — всё это станет частью программы «Патриотические выходные». По предварительным данным, на территории воссозданного концлагеря дети будут играть в военно-патриотические игры, общаться с узниками военных лет, смотреть документальный фильм, снятый по их воспоминаниям. Также для школьников будут проходить уроки мужества.
Читайте также: Почему капитулировала Германия, а войну проиграли мы?
«Проблема исключительно в подаче информации. Она попала в СМИ после выхода сюжета на «Вести-Карелия», где всё было подано корректно. Журналисты других изданий придумали яркий заголовок про концлагерь для детей, что и вызывало такую реакцию. Если бы СМИ написали, что в Карелии реконструируют жизнь и быт малолетних узников финских переселенческих лагерей 1941–1944 годов, то такую новость вряд ли кто-то прочитал. Когда информационные агентства пишут, что в Карелии строится концлагерь для детей, — это горячо, это всем понравилось, видимо», — выразила своё мнение в беседе с корреспондентом ForPost руководитель детского благотворительного фонда «Открытые возможности» Наталья Абрамова.
Отчасти она благодарна журналистам за такую подачу информации. Теперь о проекте и о финской оккупации Карелии в годы Великой Отечественной войны узнала вся страна. Россияне теперь знают, что подобные концлагеря для советских взрослых и детей были не только на территории Германии, Польши, но и на оккупированной территории.
Финнов заинтересовал «странный проект» из России
Наталья Абрамова подчеркнула, что коронавирус внёс свои ограничения. Бюджет проекта немного «похудел», сократилась его география. Пока в музей под открытым небом смогут попасть только учащиеся из Карелии.
Руководитель фонда «Открытые возможности» подчеркнула, что рисковать здоровьем детей ради проекта она не будет.
Однако географию, возможно, всё-таки придётся расширять. Музеем под открытым небом в Карелии уже заинтересовались финны.
Скриншот видеосюжета «Вести-Карелия»
Финский историк Сари Няре, которая была соавтором и редактором книги «Некрасивая война» о скрытых страницах участия Финляндии во Второй мировой, отметила, что проекты, которые рассказывают о разных фактах истории, имеют право на существование. Всё зависит от того, на основе какого материала создаётся эта реконструкция.
Сари Няре подчеркнула, что рассказывать об ужасах концлагерей стоит не только российским школьникам. Лично она была бы не против, чтобы такой объект показывали финским и западным туристам тоже.
«Финны сами недостаточно знают об этой стороне своей истории — что, например, лагеря были основаны для собственных диссидентов и инакомыслящих людей. Создание концлагерей было тогда в духе времени — этим занимался и Советский Союз, и гитлеровская Германия, и многие другие страны. Даже в наше время это ещё есть. Китайское правительство, к примеру, помещает в лагеря уйгуров. Поэтому знакомство с этой тёмной стороной истории может стать предупреждением о том, что в современном мире нельзя прибегать к таким методам», — приводит слова Сари Няре финское издание Uutiset.
Читайте также: В Севастополе судят глумившихся над флагом России
С финским историком согласен и член комитета Госдумы по образованию и науке Алдар Дамдинов. В беседе с корреспондентом ForPost он отметил, что подобного рода проекты имеют право на существование. Всё зависит от того, каким образом они будут реализовываться.
Депутат Госдумы в качестве положительного примера привёл новую экспозицию музея Победы на Поклонной горе, которая рассказывает про то, как в годы Великой Отечественной войны жили советские граждане на оккупированной территории.
«Когда ты находишься на воссозданной оккупированной территории, то мурашки по коже. Ребята, которые посетили экскурсию, пребывали в состоянии шока. Они понимали, как это было, как выживали советские люди в годы немецкой оккупации. Такое показывать нужно. Однако необходимо выбрать верный формат. Если музей в Карелии покажет нечто подобное, что в экспозиции музея Победы, то такое имеет право на жизнь. Главное, чтобы всё это не превратилось в некую игру. Об этом нужно говорить, но с большой осторожностью», — отметил Дамдинов.
Моральный барьер для молодёжи
Карельский проект внимательно изучили и политологи. Некоторые из них нашли ещё одну цель создания музея под открытым небом на границе с Финляндией. О ней, возможно, не догадываются и авторы проекта.
«Рядом с Россией находится такая привлекательная страна, как Финляндия. Возможно, есть опасения, что она будет играть роль страны-притяжения для жителей Карелии, местной молодёжи. В Финляндии развита экономика, очень привлекательные бытовые условия, страна мечты для многих россиян. Поэтому у наших деятелей, которые отвечают не только за вопросы культуры, но и за вопросы безопасности, стали появляться мысли о том, а не перетянет ли Финляндия к себе нашу молодёжь», — отметил в беседе с корреспондентом ForPost первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Поскольку есть такие опасения, то должна быть и реакция на них. Особенно остро риски миграции молодёжи стали восприниматься на фоне противостояния Запада и России. Подкрепляют опасения и данные соцопросов.
Согласно последнему опросу ВЦИОМ, из страны хочет эмигрировать почти 40% молодёжи. Объясняя причины для отъезда, 50% респондентов отметили такой важный параметр, как более высокий уровень жизни и зарплат в стране, подходящей для переезда, сообщает издание «Красная линия» со ссылкой на опрос ВЦИОМ.
Как остановить бегство юношей и девушек из страны? Убедить молодёжь в том, что в соседней Финляндии всё плохо, а в России хорошо, не получится. Следовательно, уверен Макаркин, «где-то наверху» родилась идея показать школьникам Финляндию не как процветающую страну, а как врага России в годы Второй мировой войны, который организовывал концлагеря для советских граждан.
Таким образом якобы российские власти хотят «уравновесить позитивный образ скандинавской страны» в глазах молодёжи. С этой целью, считает Макаркин, и появился на свет «такой на первый взгляд странный проект» в Карелии.
Удастся ли переубедить молодёжь уехать на ПМЖ в Финляндию с помощью воссозданного концлагеря в карельской деревне, пока неизвестно. На данный момент организаторы музея, а также ряд историков утверждают, что главная цель проекта — сохранение исторической памяти. Речи о скрытых мотивах не идёт.
Читайте также: Их сжигали заживо — Севастополь напомнил о преступлении в Одессе
Эксперты подчёркивают, что в Карелии не будет возведён своеобразный Диснейленд-концлагерь, в котором детей оденут в полосатые робы, поселят в холодные бараки, будут кормить баландой и орать на них с вышек. Всё будет по-другому, в пределах разумного.
Скриншот видеосюжета «Вести Россия»
Многие эксперты сравнили карельский музей с фильмом «Обыкновенный фашизм», после просмотра которого советские граждане получили прививку от фашизма. Эксперты уверены, что в современных реалиях её «всё ещё ставить необходимо».
Отсутствие такой прививки уже привело к возрождению «деструктивных идей и романтизации нацизма» на Украине. И если мы хотим избежать подобного, то такие проекты, как в Карелии, не только имеют право на существование, но также должны поддерживаться, а не критиковаться обществом.
Читайте по теме: Названа причина равнодушия молодёжи к истории узников фашистских лагерей
Вопрос военно-патриотического воспитания молодёжи решается не путём создания «бутафорского» концлагеря, уверен председатель президиума Общероссийской организации «Офицеры России», Герой России, генерал-майор Сергей Липовой.
В беседе с корреспондентом ForPost Липовой отметил: если нет возможности вывезти детей на экскурсию в Освенцим, чтобы школьники могли своими глазами увидеть все ужасы фашизма, то следует создавать эти возможности, а не сооружать «игрушечные городки».
В воспитании патриотизма, подчеркнул Герой России, важен не «концлагерный быт», а знание и понимание того, от чего наши деды в своё время спасли свою страну и от чего мы, потомки, если понадобится, должны её оберегать.
Роберт Вочовский