Владимир Путин о COVID-19: «Регионы получили широкие полномочия, и спрос будет высоким»
Как ОНФ рассказал о нехватке лекарств в аптеках, а президент призвал не наживаться на проблемах
Абсолютно недопустимо, делать вид, что все нормально, заявил вчера на совещании с правительством президент РФ. Выяснилось, что регионы нерасторопно тратят выделенные федеральным центром на борьбу с коронавирусом деньги. О том, где «ковидные» койки заполнены более чем на 90%, для чего министр здравоохранения Михаил Мурашко предлагал задействовать такси и как Владимир Путин просил «не приукрашивать ситуацию», — в материале «БИЗНЕС Online».
МАСОЧНЫЙ РЕЖИМ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ
«В последние 1,5 месяца суточный показатель заболеваемости в среднем по стране увеличился в 2,5 раза — с 6,1 случая до 15,3 случая на 100 тысяч населения», — заявила накануне на совещании с президентом РФ Владимиром Путиным, посвященном ситуации с COVID-19, вице-премьер Татьяна Голикова. По ее словам, суточный показатель заболеваемости по стране варьируется от 1,8 на 100 тыс. населения в Татарстане до 61,8 случая в Карелии. При этом Голикова уверена, что, несмотря на напряженность, ситуация в России контролируемая, но требует быстрых мер реагирования.
Вице-премьеру вчера досталась главная роль с арией «Все плохо, но все под контролем». Голикова рассказала, что там, где субъекты ввели ограничительные меры, показатели распространения коронавируса снижаются, а растут там, где этому не уделяют должного внимания. Так, масочный режим уже введен по всей стране, в 79 регионах запретили проведение развлекательных мероприятий и работу ресторанов в ночное время. Еще 75 ввели ограничительные меры для старшего поколения и тех, кто страдает хроническими заболеваниями, а еще 80 регионов усиленно дезинфицируют общественный транспорт. После этого Голикова еще раз потребовала ввести защитные меры там, где этого еще не сделали.
Что касается школ, то в 42 регионах сейчас продлены или идут каникулы, около 91 тысячи учеников переведены на дистанционное обучение. «Эти меры не носят повальный характер по всей стране, они вводятся, исходя из конкретной ситуации и конкретной эпидситуации в регионе», — уточнила Голикова. Также сейчас 2,2 млн студентов полностью переведены на «дистант», и еще 1 млн — частично. «Ситуация и в школах, и в высших учебных заведениях находится на контроле правительства и регионов страны», — выразила уверенность вице-премьер.
81% КОВИДНЫХ КОЕК ЗАНЯТЫ
Голикова также рассказала президенту, что пациентам не нравится долго ждать результатов ПЦР-диагностики, поэтому внесены изменения в СанПиН, согласно которым срок такого исследования не должен превышать 48 часов с момента поступления биоматериала в лабораторию. Однако регионы, по ее словам, и раньше жаловались, что за двое суток не всегда успевают даже доставить биоматериал.
При этом выписывать больного коронавирусом теперь можно после получения одного отрицательного результата теста, а из стационара для продолжения лечения дома — в случае серьезного улучшения состояния пациента (за исключением случаев, когда больной отправляется в общежитие, гостиницу или коммунальную квартиру). «Это позволит, в том числе, разгрузить коечный фонд, ситуация с которым продолжает оставаться в ряде регионов напряженной», — указала Голикова.
По ее словам, в России развернуто более 268 тыс. «ковидных» коек, из них 147,5 тыс. оснащены подачей кислорода, а почти 31 тыс. — аппаратами ИВЛ. «На утро вчерашнего дня было занято почти 81%» — выразила тревогу вице-премьер. По ее словам, показатель загруженности коечного фонда выше общероссийского в 46 регионах. Наиболее критичная ситуация в 10 субъектах, где уже занято более 90% коек, а показатель в более чем 95% достигнут в Чувашии, Севастополе и Орловской области. На просьбу Путина уточнить, кто еще входит в десятку, Голикова назвала Ивановскую, Пензенскую, Самарскую, Иркутскую и Омскую области, Коми и Мордовию.
«46 РЕГИОНОВ НЕ ЗАКЛЮЧИЛИ НИ ОДНОГО КОНТРАКТА»
Кроме того, не все регионы смогли «переварить» те 10 млрд рублей, которые им дополнительно выделил федеральный центр на борьбу с коронавирусом. Так, на данный момент были заключены контракты только на 1,9 млрд. Все 100% выделенных средств законтрактовали только в четырех субъектах — Башкортостане, Амурской области, Пермском крае и на Чукотке. «46 регионов не заключили ни одного контракта», — укоряла Голикова. По ее словам, причинами называли отсутствие коммерческих предложений, подготовку нормативных актов и технической документации. «Мы считаем, что эти причины, которые они обозначили, аргументами в таких сложных условиях не являются. И мы еще раз просим ускорить эту работу», — призвала вице-премьер.
Из 5 млрд. рублей, выделенных для бесплатного амбулаторного лечения, законтрактовано лишь 1,6 млрд с 44 регионами. При этом почти 100% выделенных средств освоили только в Кабардино-Балкарии, Костромской и Тульской областях, Адыгее, Кемеровской, Курганской, Липецкой областях и Ямало-Ненецком АО.
Что касается вакцины, то почти 60 тыс. доз «Спутника V» выпущены в гражданский оборот, в ноябре планируется нарастить объемы до 653 тыс. доз вакцины, и до 2,2 млн в декабре. А пострегистрационные испытания вакцины «ЭпиВакКорона», разработанной центром «Вектор», будут проводиться в Москве, Подмосковье, Калининграде, Тюмени и Татарстане. Хотя в небольшом количестве вакцина все же поступит в гражданский оборот до 10 декабря.
«КРОМЕ ТОГО, ЧТОБЫ ИХ НАПРЯГАТЬ И РУГАТЬ, НУЖНО ИМ ЕЩЕ И ПОМОГАТЬ»
«Я еще скажу в адрес руководителей регионов, но кроме того, чтобы их напрягать и ругать, нужно им еще и помогать», — проявил заботу Путин, спросив, работает ли сама Голикова и Минздрав с отстающими.
«Конечно!» — заверила его чиновница. И добавила, что выделенные 10 млрд рублей также разрешили использовать на развертывание коечного фонда и оснащение его оборудованием. «Другое дело, что, конечно, регионы страны балансируют между оказанием помощи с ковидом и сохранением объемов плановой помощи по неинфекционным заболеваниям. Это очень сложный компромисс, который нужно вырабатывать… — заступилась Голикова за субъекты РФ. — Называя эти регионы, я не говорю о том, что мы прямо жестко их критикуем. Мы говорим о том, что там серьезный напряг по ситуации. И весь комплекс мер, которые осуществляются и нами, и ими, в принципе должен приводить к тому, чтобы она складывалась более благоприятно».
Похоже, Путин уяснил для себя общую картину, и теперь его интересовало, почему люди так долго ждут результатов тестирования на коронавирус. «Все-таки 48 часов — это двое суток. За это время, если человек болен, он же общается с коллегами, членами семьи. Долго ведь», — нахмурился президент. И припомнил, как пару месяцев назад сама Голикова рассказывала о том, что в России есть такие тест-системы, которые позволяют получить результат за более короткий срок.
«Есть такие системы, — согласилась она. — Их обращение в обороте ограничено, это во многом предопределяется и стоимостью исследования». После чего Голикова уточнила, что 48 часов должны быть предельным сроком, ведь не во всех регионах есть возможность быстро доставить биоматериал в лабораторию.
ПРОТИВОВИРУСНЫХ ПРЕПАРАТОВ НЕТ В 30% АПТЕК, В 44% — АНТИКОАГУЛЯНТОВ
К удивлению, на совещание с членами правительства пригласили человека, который в кабмин не входит, — руководителя исполкома ОНФ Михаила Кузнецова. Его миссия заключалась в том, чтобы добавить перчинки в «диетические» повествования чиновников. И Кузнецов рассказал Путину, как складывается ситуация на местах, что именно волнует тех, кто подхватил коронавирус. Всего он выделил четыре основных проблемы: дефицит лекарств в аптеках, сложность с вызовом врача на дом, невозможность дозвониться в скорую помощь, региональные и поликлинические колл-центры, а также длительное время ожидания пациентов в приемных покоях стационаров.
По результатам исследования ОНФ получилось, что ситуация с наличием препаратов в аптеках очень острая. «По противовирусным препаратам, рекомендованным Минздравом, — их нет в 30% аптек. Самым дефицитным препаратом является „Фавипиравир“ и все препараты с его содержанием — их нет в 85% аптек. По антикоагулянтам: В 44% аптек отсутствуют все рекомендованные антикоагулянты. Самым дефицитным препаратом является „Ривароксабан“ — его нет в 63% аптек», — отчитался Кузнецов.
Он также рассказал, что больным приходится долго ждать врача. К 49% опрошенных доктор пришел в день вызова, к 26% — на второй-третий день, а в 25% случаев ожидание затянулось еще дольше. Чтобы изменить ситуацию, в ОНФ предложили улучшить транспортное обеспечение участковых. В частности, Кузнецов подсчитал, что регионам не хватает 2700 автомобилей.
«ТОЛЬКО ЧТОБЫ НИКТО НА ЭТОМ НЕ НАЖИВАЛСЯ»
Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко подтвердил, что не во всех регионах есть достаточное количество транспорта. «Да, это цифра выверена и подтверждена нашими специалистами. Мы подтверждаем — 2,7 тысячи, и особенно в восьми регионах, которые я называл, также требуют немедленного принятия решения по дополнительному транспорту», — согласился министр. Правда, сам он отметил, что хорошим вариантом было бы использование такси. «Сегодня очень хорошая практика быстро закрыть потребность — это привлечение машин такси», — считает Мурашко. Он привел в пример Ростовскую область, где такси ввели специальный тариф для медиков — до 10 рублей за поездку. «Можно и так сделать, ради бога. Только чтобы никто на этом не наживался, а то мы знаем такие ситуации. Сейчас много волонтеров, людей, которые даже бесплатно врачей возят. Но есть и другие», — предупредил Путин.
В свою очередь Голикова напомнила, что можно и средства из выделенных 10 млрд рублей привлекать для решения транспортной проблемы медучреждений. «Возможно, существует некая боязнь, а, возможно, частные транспортные компании предлагают высокие тарифы», — предположила она. Также вице-премьер напомнила, что учреждениям социальной службы в регионах рекомендовали приобретенный в 2019 году транспорт (а это 1581 машина) переориентировать на перевозку врачей и пациентов. «У нас не возбраняется приобретать автомобильный транспорт в виде скорой помощи или автомобилей для фельдшеров за счет тех 10 млрд, которые мы предоставили субъектам. Но сразу промышленность, наверное, не готова выдать такое количество регионам», — добавила Голикова.
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров тут же заверил, что до конца года отечественная промышленность способна выпустить 140 машин скорой помощи, и еще 600 — в январе. По легковому транспорту показатели выше — 2 тысячи авто до конца года и 2,5 тысячи в январе. Также, по словам министра, в ноябре–декабре промышленность нарастила выпуск большинства препаратов в три раза. «В первую очередь это касается дефицитных лекарств», — уточнил Мантуров. Он отметил, что речь идет об антибиотике азитромицине, который является российским аналогом импортного сумамеда, а также о препарате левофлоксацин, аналоге импортного антибиотика таваник. Также это касается зарегистрированных препаратов от коронавируса, в том числе «Коронавира» и «Арепливира». «По назальному интерферону буквально вчера запущена новая линия, удваивающая общее производство препарата в стране в целом. Лекарства против цитокинового шторма, которые мы начали выпускать в мае, регионы до октября практически не заказывали», — рассказал Мантуров.
По его словам, власти намерены сделать запасы лекарств от коронавируса после того, когда ими будет насыщен рынок. «У нас на самом деле нет задачи создавать мощности под каждый импортируемый препарат, который имеет крайне ограниченное применение в „мирное“ время, но подушку безопасности необходимо иметь по всей номенклатуре. Поэтому, как только мы насытим рынок, можно будет начать формирование оборачиваемого государственного лекарственного резерва», — пообещал он. При этом он считает, что потребности регионов полностью покрываются за счет отечественных производителей и импорта, а причиной дефицита лекарств стал «непрогнозируемый ажиотажный спрос». «Уже в начале октября мы вышли на объемы выпуска препаратов от коронавируса, вдвое превышающие пиковые апрельские значения, это обеспечило значительные складские запасы, поскольку лекарства были слабо востребованы несколько месяцев подряд. Но уже в середине октября начался ажиотажный спрос и в аптечном, и в госпитальном сегменте и, к сожалению, такой колоссальный вброс препаратов в рынок не смогла переварить и система маркировки», — признал Мантуров.
Путин на это заметил, что не следует теперь вину перекладывать на людей. «Что касается ажиотажного спроса. Вчера еще никому ничего не нужно было. Сегодня уже ничего нет. Ну, мы все с вами знаем, что это возможно. И здесь нечего на людей какую-то вину перекладывать. Ну, я же понимаю, что это не просто, но надо быть всегда к этому готовыми. Поэтому очень рассчитываю на то, что вы сказали о возможности увеличения производств», — предупредил президент.
«ЭТО АБСОЛЮТНО НЕДОПУСТИМО, ДЕЛАТЬ ВИД, ЧТО ВСЕ НОРМАЛЬНО»
Основной посыл речи самого Путина был адресован губернаторам и заключался в том, что именно главы регионов в случае чего ответят за провалы на антиковидном фронте. «Уважаемые коллеги, вы получили широкие полномочия для реализации мер по борьбе с эпидемией. И эту личную ответственность за принятые — надеюсь, принятые вовремя — решения или, к сожалению, не принятые иногда, эту личную ответственность никто не снимал», — строго говорил президент. Он предупредил, что ни в коем случае «не надо пытаться приукрашивать ситуацию». «Это абсолютно недопустимо, делать вид, что все нормально. Благостные отчеты, замалчивания никому не нужны ни здесь, в центре, ни на местах», — указал Путин, добавив, что надо в «ежечасном режиме» решать все проблемы на местах и не обесценивать колоссальные усилия врачей.
Глава государства еще раз напомнил, что выплаты медикам, работающим в красной зоне, будут сохранены, а порядок выплат, как и просили медработники, будет «справедливым». «Выплата будет производиться, исходя из количества смен, в ходе которых работник участвовал в оказании медицинской помощи по диагностике и лечению больных коронавирусной инфекцией. Так правительство договорилось с медицинским сообществом», — припечатал глава государства. Похоже, до Путина не донеслись отголоски массового недовольства, вызревающего в среде медиков, или же президент посчитал его не стоящим своего внимания. Между тем врачи и чиновники едины во мнении: для персонала, работающего в «красных зонах», новый порядок ничего не изменит, а вот работники скорой помощи и врачи из поликлиник сильно потеряют в деньгах. И если «справедливый», по мнению Путина, новый порядок деликатные собеседники СМИ просто называют несправедливым, то в соцсетях прямо предлагают такие выплаты «засунуть себе в одно место».
Однако тему, будоражащую медицинское сообщество последние недели, на вчерашнем совещании предусмотрительно поднимать не стали. Вместо этого Путин благостно предложил поощрять студентов, которых привлекают на подмогу медучреждения. «Предлагаю — знаю, что в правительстве это прорабатывалось, — также предусмотреть дополнительную выплату на период до конца 2020 года для учащихся медицинских учебных заведений, которые не трудоустроены в поликлиниках и больницах, но в рамках своей практической подготовки принимают участие в оказании помощи больным, а именно для студентов вузов, ординаторов, аспирантов по медицинским специальностям в размере 10 тысяч рублей в месяц, а для студентов медицинских училищ — 7 тысяч рублей», — заявил Путин. Похоже, поездки «на картошку» времен СССР, когда студенты за копейки боролись с урожаем овощей вместо колхозников, будут возрождены в новых декорациях.
Также президент предсказуемо поругал регионы за то, что выделенные средства медленно используются, что «абсолютно непозволительно». Поэтому правительству поручено проанализировать дела в каждом регионе и при необходимости направить дополнительные ресурсы туда, где средств действительно не хватает. «Еще раз подчеркну: в каждом регионе, независимо от количества больных, доступ к бесплатным лекарствам должен быть финансово обеспечен», — указал Путин.
А минфин Путин призвал не забывать о тех субъектах Федерации, которые и ковидных потрясений имели трудности с доходами. «Нельзя забывать, что у нас есть регионы, у которых и до эпидемии объективно был небольшой, весьма скромный уровень доходов. И чтобы не было ссылки на формально выпадающие доходы у них. У них как не было доходов, так и нет. У них нет нефти и газа, и падение цен на нефть на них никак не влияет. А ситуация как была острой, как и остается. А острые текущие финансовые проблемы есть. Прошу обязательно учесть этот аспект», — добавил президент. По его мнению, регионы не должны сейчас для покрытия дефицитов искать «так называемые дорогие ресурсы на рынке», отвлекая средства от социального и экономического развития.
«Регионы получили самые широкие полномочия в реализации мер по борьбе с эпидемией. И спрос с них тоже должен быть и будет высоким, — еще раз пригрозил Путин и добавил. — Но и ответственность с федеральных структур, с правительства тоже никто не снимает».