В Севастополе начали производить гробы из картона
Проблема использования и экономии земли актуальна и на городских кладбищах. Среди возможных решений – запуск крематория. Планы по его строительству озвучил директор одного из городских похоронных домов. Не менее обсуждаемая новость недели – запуск производства на полуострове картонных гробов. Бизнес-идею объясняют экологичностью – так лес будет меньше страдать от вырубки. Как горожане отнеслись к необычному предложению на рынке ритуальных услуг, и насколько в Крыму сформирована похоронная культура?
В цехе для резки гофрокартона с недавних пор кроят крышки и стенки гробов. Новость, что в Севастополе начали делать экологичные ритуальные изделия, облетела полуостров в считанные часы. Аргумент, который выдвигает производитель, – экономия древесины, к тому же в земле картон разлагается в десятки раз быстрее, чем дерево, а в печи крематория горит не более трёх минут.
«Я сначала не поверил в производство такое. Я думал, «гроб» как метафора какой-то большой коробки, а на самом деле, оказалось, это, действительно, гробы для крематория», – вспоминает работник центра по производству изделий из гофрокартона Никита Бодников.
Кроме продукции для крематориев это предприятие делает из гофрокартона детские домики и конструкторы, мебель, шкафы, табуретки, переноски для животных. Эти товары демонстрируются в зале продаж. А вот картонные гробы там не представлены в силу психологических аспектов. Рекламировать эту продукцию предприниматель намерен отдельно на выставках ритуальных услуг.
Но готовы ли похоронные агентства предлагать подобную продукцию покупателям. Юрий Пефтиев рассказал, что пока ни одно кладбище не заинтересовалось картонными гробами. Они в 3-4 раза дешевле деревянных, но многие не верят в прочность этих изделий.
«Многие ритуальные агентства не верят, что изделия из гофрокартона готовы выдержать такие нагрузки, а мы испытываем до 150 килограмм. Вот, поднимаем гроб, и не просто поднимаем, а ещё на прочность – покачаем», – демонстрируют сотрудники цеха.
Зато аргументы производителя убедили работников крематориев. Их представители из Новороссийска, Ростова, Уфы, Петербурга, Владивостока обратились на севастопольское предприятие с просьбой выслать им пробную партию товара. Поддерживает эко-идею и директор Крымского крематория, к услугам которого на полуострове прибегают в 20% случаев.
«Более миллиона гектара лесов мы вырубаем в стране в течение года, и на нашу историю похоронную приходится от этого порядка 1%», – объясняет директор крематория Республики Крым Михаил Ремез.
А вот другого представителя похоронной индустрии полуострова – Всеволода Щербича – экономия древесины при производстве картонных ритуальных изделий – в их преимуществе не убедила. Он считает, что психологически родственникам усопшего будет крайне трудно смириться, что дорогого им человека хоронят в картонной коробке.
«Это просто не этичное использование своих технических технологий, и всё. Это не должно выходить за пределы крематория – эта ситуация, когда человека можно сжигать непосредственно в этом картонном ящике», – делится учредитель похоронного дома Всеволод Щербич.
А вот саму идею кремации вместо захоронения в земле тела Всеволод Щербич одобряет. Он считает, что будущее похоронной индустрии именно в этом способе упокоения. В Европе уже давно строят вертикальные стены памяти, где хранятся урны с прахом усопших. Иногда колумбарии располагаются по периметру старых кладбищ и крематориев.
Крымский крематорий ратует за появление такой же практики на полуострове. Но пока добиться цели не удалось, а тем временем на крымских погостах не хватает места. В Симферополе захоронения осуществляются только на трёх из 18 кладбищ. В Севастополе недавно провели инвентаризацию кладбищ, и выявили 10 территорий, которые необходимо внести в городской реестр. Также в правительстве города подчеркивают необходимость приводить к требованиям безопасности шести гектаров земли на действующем городском кладбище.
Несколько дней назад в интернете появилась фотография свежего захоронения на кладбище в районе 5-го километра Балаклавского шоссе. Могила расположена прямо посередине грунтовой дороги. И если одни пользователей социальных сетей с пониманием отнеслись к уплотнению кладбищенских рядов, других это возмущает.
Заведующая кладбищами Севастополя поясняет: решение разместить здесь могилу принимали на уровне правительства города, и со временем рядом с местом упокоения контр-адмирала Александра Аладкина должны появиться ещё около 13 могил и аллея славы ветеранов Черноморского флота. Тем временем жители города говорят о необходимости подходить к благоустройству кладбищ более тщательно, чтобы они были похожи на парки.
«Действительно, оставить дорожку, чтобы было куда-то пройти, куда-то проехать. Так тоже нельзя все дороги захоронить», – предлагает посетитель кладбища
«Нужно нам делать захоронения не вширь, а вглубь. То есть изначально рыть могилу на три метра, делать как на западе, делать склеповые захоронения», – делится учредитель похоронного дома Всеволод Щербич.
«Подходить к тем землям, которые выделяются для новых захоронений – не просто рыть их трактором «Беларусь». Например, в Германии за последние 75 лет не построили ни одного кладбища нового», – рассказывает директор крематория Республики Крым Михаил Ремез.
Анна Валеева одна из тех, кто также голосует за строительство в Крыму колумбариев. Чтобы у людей был выбор, завещать захоронить своё тело или прах. Её отец много лет жил в Севастополе, работал на заводе «Парус» и построил в этом городе семью, а несколько лет назад судьба забросила мужчину в Красноярск. После его кончины дочь привезла прах отца обратно в Севастополь, чтобы предать земле в своём родном городе. Но получила отказ. Оказывается, в городе действует регламент, согласно которому хоронить в Севастополе могут только людей с местной пропиской. Об этом порядке Анне рассказали на кладбище и в ритуальном агентстве. Три недели урна с прахом отца стояла у женщины дома, и только обращение на телевидение и письменное заявление в департамент городского хозяйства помогли добиться предания праха земле.
«Я считаю, надо законодательство менять, потому что люди должны упокоиться там, где хотят их родственники, а не там, где придумал департамент городского хозяйства. Это хорошо, что я молодая, ходила – добивалась, а если бы человек был пожилой?», – делится Анна Валеева.
О развитии цивилизации судят по двум показателям – чистоте туалетов и состоянию кладбищ – это выражание часто вспоминают, говоря об организации похорон. Психологи добавляют, правильно организованная похоронная процессия помогает облегчить родственникам покойного переживание утраты, и главное, чтобы у людей всегда оставался выбор, как провожать близких в последний путь.
Анна Шустер, Александр Соловьев, Инна Лисинец