Севастопольского ресторатора Карабашевича вывезли в Сербию
Адвокаты Карабашевича отмечают любопытное обстоятельство: хотя Сербия не признала воссоединение Севастополя с Россией, экстрадиция Карабашевича осуществляется именно по линии Москва — Белград.
«Есть решение суда о его выдаче в Сербию, которое вступило в силу. Мы это решение обжаловали в кассации, мы написали жалобу в ЕСПЧ, тем не менее никто не стал дожидаться исхода этих жалоб и, как только возобновилось регулярное авиасообщение между Москвой и Белградом, его отправили на родину. Насколько я понимаю, в понедельник он уже был в Сербии», — прокомментировал ForPost ситуацию юрист ресторатора Александр Молохов.
Ранее сторона защиты направила жалобу в ЕСПЧ в связи с тем, что выдача Карабашевича готовится непонятно на каком основании — официальный Белград не имеет к нему претензий, а основанием для ареста был некий документ, изготовленный в багетной мастерской.
ЕСПЧ остаётся главной надеждой стороны защиты, особых ожиданий на отмену решения об экстрадиции в России у юристов нет.
«Теоретически вероятность этого существует, но она весьма мала — в таком случае те, кто принимали предыдущие решения, должны быть сурово наказаны. Я не возлагаю больших надежд на Верховный суд РФ в Москве, больше надежд у меня на Европейский суд <по правам человека> в Страсбурге, потому что ситуация действительно двусмысленная», — сообщил Молохов.
Он отметил, что жалобы в ЕСПЧ поданы против России и Сербии: в случае России юристы жалуются на условия содержания, на отказ в предоставлении переводчика Карабашевичу, на истечение срока давности.
«Но самое интересное — это часть нашей жалобы против Сербии, ведь с точки зрения Сербии надо было требовать выдачи Карабашевича у украинских властей, так как Белград не признаёт вхождения Севастополя и Крыма в состав России. И насколько законным с точки зрения Европейского суда <по правам человека> будет обращённое к России требование Сербии — это вопрос», — пояснил Молохов.
Странная история
Напомним: Карабашевич в Сербии решением суда 22 декабря 2017 года заочно признан виновным в совершении убийства и мошенничестве и приговорён к девяти годам заключения. С 2012 года Карабашевич по решению сербских властей находился в международном розыске. Он же утверждает, что уголовное преследование — месть за участие в военном конфликте на стороне приверженцев территориальной целостности Сербии, отказ дать показания на героев Югославии и сдать «героев, которые боролись за православие на Балканах».
Решение об экстрадиции Карабашевича было принято судом в марте 2020 года. Адвокаты ресторатора обращают внимание на то, что с момента обвинения прошло более 15 лет — и в соответствии с российским законодательством истёк срок давности привлечения к ответственности. В соответствии с пунктом 4 статьи 464 Уголовно-процессуального кодекса РФ это является безусловным основанием для отказа в выдаче лица, отмечали защитники Карабашевича.
Карабашевича уже задерживали в 2002 году, в 2003-м он был оправдан, но приговор не вступил в законную силу, поскольку был обжалован. В 2005 году его снова оправдали, он два года спокойно жил в Сербии. В 2007 году Карабашевич уехал на Украину, а затем в Севастополь. С 2007 года по 2017 год никакой информации о его розыске, о его привлечении к ответственности не было, а в 2017 году был вынесен новый приговор, без его участия. Защита Карабашевича подчёркивала, что состояние его здоровья — неудовлетворительное. Ему поставлено несколько диагнозов, предполагающих необходимость медицинского ухода. Все справки были предоставлены, однако суд не принял это обстоятельство во внимание.
Как неоднократно подчёркивала сторона защиты, в деле ресторатора имеется ряд странных моментов. Например, согласно материалам дела серб Карабашевич почему-то подтверждал верность протоколов допроса по-немецки.
«Нет запроса сербской стороны об экстрадиции, нет решения Генерального прокурора об удовлетворении такого запроса, непонятно, на каком основании его вывезли в Москву и в связи с чем», — описывал странности в обвинении Карабашевича адвокат Владимир Попов.
Николай Сведски