Коронавирус косит авторитетов: криминальный мир Казани хоронит Джемая и Толика
За сутки на фоне COVID-19 скончалось две легенды из эпохи «казанского феномена», сохранявшие вес и по сей день
Сегодня в поселке Мирный хоронят одного из «крестных отцов» 90-х — Равиля Гатиатуллина, более известного как Джамай. Раньше он считался лидером ОПГ «Борисково», и даже отойдя от дел, продолжал решать спорные вопросы в своем особняке, где он разводил породистых голубей. Почти одновременно скончался и бывший лидер «Тукаевских» Анатолий Чуклов, которого называли смотрящим по ЖД-вокзалу. Обоих, утверждают источники «БИЗНЕС Online», не пощадил коронавирус.
«БОРИСКОВСКИЕ» ПОТЕРЯЛИ ДЖАМАЯ…
Первым, еще в воскресенье вечером скончался авторитет по кличке Джамай (настоящее имя — Равиль Гатиатуллин). Ему было 60 лет. По словам собеседника нашей газеты, который хорошо знал покойного, у того недавно идентифицировали коронавирус. «Буквально неделю назад он говорил, что идет на поправку», — добавляет источник, предполагая, что выздороветь Джамаю помешал сахарный диаберт. Смерть авторитета обсуждают в «тематическом» паблике в соцсети «Казанский феномен»: в комментариях сообщают, что смерть Гатиатуллина наступила на фоне осложнений от недавно перенесенного инсульта.
Гатиатуллин родился в 1960 году, в период расцвета «казанского феномена» считался одним из лидеров ОПГ «Борисково» (в этом качестве он фигурирует в книге «Бандитский Татарстан-2» заместителя председателя Верховного суда РТ Максима Беляева). Название группировка получила по одноименному микрорайону в Приволжском районе Казани — несмотря на то, что почти все близлежащие поселки считались «филиалами» ОПГ «Тяп-ляп», «борисковские» были самостоятельной бандой. Одним из ее основателей считают Линара Речапова (Узкий), впоследствии ставшего одним из лидеров ОПГ «Севастопольские». В конце восьмидесятых борисковские начали промышлять производством контрафактной водки, но уже в начале девяностых внутри нее назрел конфликт на фоне борьбы за контроль над ликеро-водочным заводом. В результате внутренних разборок были убиты несколько человек, а сам Речапов перебрался в Москву, где купил гостиничный комплекс «Севастополь» (откуда и взялось название банды). «Борисковские» также вели борьбу с «Первогорскими», в результате которой потеряли много своих людей, в том числе и одного из лидеров по кличке Француз.
В последнее время, по словам собеседников, Джамай жил в Казани и занимался разведением породистых голубей. «Он давно отошел от криминальных дел, сам в них участия не принимал. Но вес имел огромный. Серьезные люди решали через него вопросы и конфликтные ситуации», — говорит источник нашей газеты, близкий к криминальному и правоохранительному миру.
По данным сервиса «Контур. Фокус», Джамай был одним из учредителей ООО «Строй гранд», ликвидированной еще в 2015 году. Фирма была прописана в Камском Устье и занималась консультированием по вопросам коммерческой деятельности и управления. Прощание с Гатиатуллиным проходит сегодня. По словам собеседников, его похоронят на кладбище в поселке Мирный.
… А «ТУКАЕВСКИЕ» ЧУКЛОВА
Не пощадил коронавирус и Толика ((настоящее имя — Анатолий Чуклов), который в середине 70-х годов считался лидером одной из старейших казанских группировок «Тукаевские». Его не стало в понедельник рано утром. Родился Чуклов в 1957 году, в последнее время жил в Казани и даже занимался бизнесом. По данным «Контур. Фокус», он выступал соучредителем нескольких казанских фирм — ООО ТД «Восток», ООО «Евро-Азия», ООО «Ната». Впрочем, сейчас все организации уже недействительны.
По информации из открытых источников, во времена разгула бандитизма группировка «Тукаевские» стала союзничать с ОПГ «Тяп-лип». Последние, в свою очередь, враждовали с другой известной группировкой «Ново-татарские». В конце 70-х — и это событие описывается в книге «Бандитская Казань» Максима Беляева и помощника руководителя СК по РТ Андрея Шептицкого — «тепловские» решили устроить акцию устрашения, совершив набег на «вотчину» «ново-татарских» — улицу Меховщиков. В результате погиб один и пострадали десять человек, в том числе и случайные прохожие, и сотрудники полиции. В этом набеге участвовал и Чуклов, который наряду с другими «тепловскими» получил впоследствии тюремный срок. По некоторым данным, в одно время Чуклов считался «смотрящим» за казанским ж/д вокзалом.
Похороны Чуклова состоятся завтра на кладбище «Сухая река».
«оба так и остались легендарными, последними из могикан»
О роли умерших в криминальном мире в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» раскрыл источник, знакомый с обоими авторитетами. По его словам, в лучшие годы у Джамая и Чуклова было по несколько сотен бойцов, которые «могли порвать на части» тех, кто им перешел дорогу или покушался на их территорию. Они хорошо знали друг друга, но их отношения нельзя было называть дружескими. Они хорошо знали друг друга, но их отношения нельзя было называть дружескими. «Толик (Чуклов — прим. ред.) всю жизнь был „тукаевским“, но больше дружил с „низовскими“, „сухорецкими“ и „кварталовскими“. И „борисковский“ Джамай больше общался с „теплоконтролем“, „борисковскими“, „мирновскими“. Но оба не придерживались воровских понятий, были ближе к бандитскому миру», — пояснил источник издания.
Восхождение Чуклова началось еще в 70-е, когда он получил судимость и отсидел несколько лет за бандитизм. «Толик авторитетный был, у него была своя бригада, их называли „чукловские“, — добавил источник издания. — Его назначили смотрящим за вокзалом „Казань-1“, у него там был офис. В аэропорту „Казань“ он контролировал парковку». Специфика активов Чуклова накладывала отпечаток, за это его с бригадой еще называли «вокзаловскими».
Как авторитетный бандит Чуклов выстраивал отношения со всеми — у него были связи с бывшими афганцами и бизнесменами. «Подход у него был жесткий, в молодости про него говорили, что он дерзкий и даже отмороженный, — вспомнил собеседник „БИЗНЕС Online“. — Позднее его стиль изменился, он стал уходить от открытых конфликтов, от криминала, предпочитал мирным путем решать вопросы. И относились к нему с уважением. Правда, в 00-е он начал терять былое влияние, утратил свои активы — стоянки и транспортные узлы».
Джамай был бандитом другого склада. «Этакий борисковский Cosa nostra, настоящий пахан он был, — сравнивает его с боссами итальянской мафии наш источник. — Начиная с 90-х, долгие годы был у руля и сохранил влияние до самого конца. Жил в коттедже в Борисково в статусе третейского судьи, все к нему ходили за советом или на суд, все подчинялись его решениям. Магазин поставить, какой-то бизнес открыть можно было только через него».
По мнению собеседника издания, Джамай был обеспеченнее Чуклова. ««У Джамая были разные предприятия, промбазы, более денежные места. Зато Толик был интеллигентнее, ходил с супругой в оперу, разговор на культурную тему мог поддержать, в отличие от «колхозноватого» и более «уличного» Джамая. Зато оба ничего не делали своими руками, все за счет своих бойцов».
Оба отошли от криминальных дел несколько лет назад, когда МВД РТ усилило давление на ОПГ. «Тогда и „тукаевских“ и „борисковских“ начали бомбить, и оба — Толик и Джамай решили больше не лезть в это. Толик в последние лет десять был связан с риэлторской деятельностью, но больших денег и власти у него уже не было, времена изменились, да и возраст уже сказывался. Но оба так и остались легендарными, последними из могикан».