Отвоевать победу во Второй Мировой
Нам сообщили, сколько человек в США умерло от ковида с начала пандемии. Цифра в более чем 292 000. Так и пишут: «более чем». Как говорил один писатель: «Смерть одного – трагедия, смерть тысяч – статистика». И, действительно, за бесконечными сводками погибших, умерших мы перестаём видеть реальное горе, конкретный уход из жизни конкретных людей. И в принципе атрофируется умение сопереживать, сострадать. Важная тема – особенно в наши дни, когда люди умирают столь массово.
Но здесь и сейчас поговорим вот о чем. Число жертв, погибших в США от ковид, больше, чем число американцев, ушедших из жизни в боях во время Второй Мировой. Та, напомню, забрала 291557 военнослужащих. При этом ещё 113 842 американца погибло среди мирного населения. Если сложить, то получится 405 тысяч человек.
Население одного крупного города. И каждая смерть – трагедия. Однако речь идёт о Второй Мировой, напомню. И я сейчас ни в коей мере не собираюсь меряться смертями, если так можно выразиться в принципе, но невозможно, увидев американскую цифру, не вспомнить, сколько советских людей погибло в той бойне. Называются разные данные, самая распространённая информация – 27 миллионов человек. Тут, правда, до сих пор ведутся дискуссии, подсчеты, скольких людей у нас реально отняла война, но это, скорее всего, не менее 20 миллионов человек.
И дело не в том, что, как сообщил нам другой писатель, мы завалили их мясом – нет. Дело в другом. В том, что именно наша страна, наши люди положили все на алтарь победы над величайшим злом в мире. Они и только они при минимальной помощи извне победили нацистов, сражаясь с первого до последнего дня войны. Так как получилось, что роль Советского Союза не только приуменьшили, но и дискредитировали? Как вышло, что на роль главного победителя самоназначились США?
Вдумайтесь: 20 миллионов против 400 тысяч. Колоссальная – по-своему ирреальная – разница в цифрах. И нет сомнений, кто главный победитель. Но тогда почему мир вывернут наизнанку? Говорят, что историю пишут победители. Чего же мы так плохо писали ее? Или нам столь ловко и мощно препятствовали? Да как так, если были Севастополь и Сталинград, Брестская крепость и Курская дуга? А что было у американцев – Арденнское сражение?
Однако весь мир накормили – и продолжают кормить – фильмами вроде «Спасти рядового Райана». И этот самый мир уверовал в то, как американцы отважно и монументально бились в той войне. Да, настаиваю, что именно массовая культура внесла весомейший вклад в то, что мир полагает, будто исход Второй Мировой войны определили США. А к этому присовокупилась перепись истории, на которую также тратились миллионы долларов – с покупкой ученых, с печатью соответствующих учебников и т. д.
Ну а что мы? Многое упустили, но! Нет алармистским и упадническим настроениям. Может, необходимо дойти до края, чтобы начать работать? Чтобы, как для начала, хотя бы сейчас хотя бы для своего народа снимать фильмы о Великой Отечественной не в оскоминных тонах, где спецэффектов много, но они ничто по сравнению с «клюквой» и штампами, которые буквально вопиют об одном: советский человек победил вопреки, а не благодаря. Хватит! Пришло время новой риторики и нового стиля.
Отвоевать победу в Великой Отечественной войне – вот наша сверхзадача. Не столь монументально, как у наших могучих предков, но все же. Ведь в любом случае будет весьма и весьма непросто. Справимся?