Оперетта навсегда
В Доме учёных звучат бардовские песни и тяжёлый рок, фуги Баха и авангард, а вот и довольно редкая гостья этого зала: «Итак, оперетта! Эта прекрасная дама родилась в Париже…» – так актриса Театра им. Станиславского Алла Николаева-Фортэ начинает воскресный концерт, посвящённый народной артистке СССР Татьяне Ивановне Шмыге.
Танец Карамболины
«Ах, Татьяна Ивановна – великолепная, неподражаемая, артистичная! Это была звезда Московской оперетты и моя любимая актриса, с которой я проработала в Театре оперетты многие годы…» – продолжает певица. Звучит песня Жиголетт из «Танца стрекоз» Ференца Легара, за ней «Карамболина» из «Фиалки Монмартра» Имре Кальмана, одна из первых ролей, которые принесли славу Татьяне Шмыге ещё в начале 1950-х. «А как пела «Карамболину» Татьяна Ивановна!
А какие были ножки! А какой был каскад! На своём 80-летнем юбилее она её пела и танцевала, будто ей по-прежнему 20, легка, весела и молода».
Второе отделение посвящено советской оперетте. Многие из этих номеров на слуху до сих пор. Часто звучит «Севастопольский вальс» Константина Листова, а любители кино помнят романс Жермон («Я пью, всё мне мало…») Тихона Хренникова из «Гусарской баллады» Эльдара Рязанова, в котором Татьяна Шмыга сыграла одну из небольших, но ярких ролей. А ещё в её репертуаре были роли из американских мюзиклов, таких как «Моя прекрасная леди» Фредерика Лоу и «Hello, Dolly!» Джерри Хермана. Номера из них тоже звучали в Доме учёных.
В завершение – несколько хитов Фрэнка Синатры, самый известный из которых, «Strangers in the Night», Алла посвятила организатору концерта Сергею Коневских и всему Дому учёных.
Домашний концерт
«Так случилось, что я приехала на фотовыставку своей подруги Надежды Марковой и влюбилась в Троицк. Стоило только переступить этот порог, я поняла, что у себя дома», – говорит Николаева-Фортэ. Она загорелась идеей устроить вечер-посвящение любимой актрисе в Доме учёных. Программе этой около 10 лет, а репертуар Татьяны Шмыги певица знает почти всю жизнь. «Мой папа работал режиссёром Краснодарского театра оперетты, и Татьяна Ивановна была его кумиром, вся наша квартира увешана её портретами, – говорит Алла. –
Совсем маленькой папа привёл меня в Московскую оперетту на «Девичий переполох». Это было потрясающе!» Потом она поступила в театральный вуз, и первым студенческим спектаклем стал как раз «Девичий переполох». «И такая ниточка из моего детства протянулась во взрослую жизнь, – продолжает певица. –
В Театре оперетты я встретилась со своим кумиром воочию и много лет работала бок о бок. Это были спектакли «Джулия Ламберт», «Катрин», «Джейн», музыку к которым писал её муж Анатолий Львович Кремер». Часто бывает, что звёзды оперетты с возрастом переходят с главных ролей в «характерные», но постановки с Татьяной Шмыгой всегда делались так, чтобы подчеркнуть её индивидуальность, поместить её в центр действия. «Её нельзя назвать обычной героиней оперетты. Она – героиня всегда!» – уверена Алла.
В музыкальном театре
Алла Николаева-Фортэ больше 10 лет работала в Театре оперетты, а теперь выступает с концертами, снимается в кино и играет в Театре им. Станиславского. Там она была в роли Лариной-матери в «Евгении Онегине», Наины в «Руслане и Людмиле», Адели в «Летучей мыши», а из нынешнего репертуара – Микаэлы в опере «Кармен». Правда, этот сезон
из-за коронавируса вышел тяжёлым, сейчас спектакли вообще прекращены. Поэтому визит в Троицк стал нужной отдушиной, возможностью выступить перед немногочисленной, но отзывчивой публикой. «Я видела глаза женщин, это тепло в них… Я вижу, что они помнят!» – отмечает певица. Особенно она рада возможности напомнить слушателям о советской оперетте. «К сожалению, сейчас она идёт редко, тематика стала неактуальна, молодое поколение не может её прочувствовать, – признаёт артистка. – А мы-то жили в это время! И это такой пласт композиторов: Дунаевский, Александров, Заславский… Какие потрясающие эстрадно-джазовые гармонии у Дунаевского! Считаю, надо знакомить с советской опереттой молодое поколение…»
Владимир МИЛОВИДОВ,
фото автора