NI рассказал, как советская винтовка СВТ во время войны наводила ужас на врагов СССР
Американское военное издание The National Interest опубликовало статью, в которой рассказало о легендарной советской винтовке СВТ.
Соединенные Штаты были первой крупной державой, которая приняла на вооружение полуавтоматическую служебную винтовку M1 Garand во время Второй мировой войны. В то время как большинство пехотинцев других стран должны были оттягивать тяжелый затвор после каждого выстрела из своих винтовок, американцы могли израсходовать обойму оружия так же быстро, как нажать на спусковой крючок.
Советский Союз попытался модернизировать свой арсенал до полуавтоматических (или «самозарядных») винтовок СВТ раньше, чем Соединенные Штаты. План провалился из-за двух пересекающихся проблем. Первой было массированное вторжение нацистов. Вторая причина заключалась в том, что производство СВТ было дорогостоящим и требовало дополнительной подготовки для обслуживания и эксплуатации.
После первой попытки создать автоматическую винтовку АВС-36, которая оказалась неудачной, в 1938 году Сталин лично выбрал проект советского конструктора стрелкового оружия Федора Токарева, более известного своим культовым табельным пистолетом ТТ-33. Появилась СВТ-38, которая была газовая. После выстрела 7,62×54-миллиметровой пулей газ толкает короткоходный поршень, расположенный над стволом, повторно взводя оружие еще одним выстрелом.
Однако СВТ-38 получила плохие оценки из-за чрезмерной отдачи после проведения боевых испытаний в Зимней войне 1939-40 годов. При этом финны захватили 4000 из них. Производство СВТ-38 было прекращено в 1940 году, когда было выпущено всего 150 000 экземпляров. Более прочный СВТ-40 был спешно принят на вооружение с дульным разрывом, добавленным для компенсации отдачи.
Красная армия планировала заменить по меньшей мере одну треть своих винтовок Мосина-Нагана на СВТ, построенные на тульском Арсенале. Они выдавались главным образом сержантам и стрелкам, вместе со съемными штыками и сумкой с двумя дополнительными магазинами.
К концу года немецкие танки находились всего в нескольких километрах от Тулы, и производство там пришлось прекратить. Немецкие войска захватили значительное количество СВТ, которые были настолько высоко оценены, что Вермахт напечатал руководство по их эксплуатации и разработал свою собственную газовую полуавтоматическую винтовку Gewehr 43, основанную на СВТ.
Между тем, столкнувшись с нехваткой стрелкового оружия для оснащения своей расширяющейся армии призывников, Советский Союз переориентировался на то, чтобы массово производить винтовки в наибольшем количестве. СВТС стоил больше, чем легкий пулемет Дегтярева ДП, и в 10 раз больше, чем винтовка с затвором. Хуже того, в отличие от многих культовых советских образцов оружия, СВТ было относительно сложно разобрать и обслуживать.
Поэтому винтовки Мосина-Нагана образца 1891 года и пистолеты-пулеметы ППШ-41 выпускались миллионными тиражами, в то время, как только два завода в Ижевске и Подольске остались строить СВТС. Хотя пулеметы были неэффективны за пределами 150-200 метров, легче было спешно обучать солдат-срочников поливать врагов автоматным огнем в ближнем бою.
Советскому Союзу все же удалось выпустить 1,6 миллиона самозарядных винтовок к моменту окончания производства в 1945 году, и СВТ фигурируют на многочисленных фотографиях войны на Восточном фронте. Советские морские пехотинцы часто использовали это оружие — некоторые фотографии показывают, что целые отряды были так оснащены. Это могло быть связано с их превосходной подготовкой, что позволило им лучше использовать возможности СВТ.
Кроме того, 51 000 снайперских вариантов СВТ были выпущены с более качественными стволами и рельсом для установки 3,5-кратного или 6-кратного увеличения прицелов. Полуавтоматические возможности СВТ позволяли снайперу оставаться сосредоточенным на цели после выстрела вместо того, чтобы оттягивать затвор оружия для перезарядки. Это позволило быстро сделать второй выстрел, компенсируя неточность первого выстрела, что наводило ужас и страх на врагов СССР во время войны.
#реконструкция в #Челябинск #ЧВВАКУШ #легендарная #автоматическая #винтовка #СССР #СВТ-40 pic.twitter.com/Rsw063eqJO
— Андрей Ветлугин (@patronfilm) February 23, 2016
Советские снайперы, такие как легендарная Людмила Павличенко, использовали СВТ-40 с большим успехом — «Леди Смерть», например, приписывают убийство 309 солдат врага, прежде чем она была тяжело ранена минометным огнем во время осады Севастополя. Однако производство снайперского варианта было прекращено в 1942 году.
Было также выпущено несколько дополнительных вариантов СВТ, включая серию автоматических винтовок АВТ-40. Однако они оказались неуправляемыми и подверженными поломке при стрельбе очередями, поэтому производство было спешно прекращено. Существовал также укороченный вариант карабина СКТ.
Несмотря на то, что винтовка СВТ была принята на вооружение в более ограниченном масштабе, чем шесть миллионов американских М1 Garands, она имеет свои собственные преимущества по сравнению с ними.
При весе 8,5 фунта СВТ был легче 11-фунтового «Гаранда» и имел магазин на 10 патронов, который можно было зафиксировать на месте и легче извлечь, по сравнению с иногда неудобными восьмизарядными обоймами американской винтовки. С другой стороны, СВТ имел худшие прицелы, был на 11 процентов длиннее при 48 дюймах и был немного менее точен, демонстрируя более слабую группировку выстрелов.
В конце концов, СВТ стали свидетелями значительных боевых действий на Восточном фронте Второй мировой войны, даже если они были затмеваемы другими видами оружия массового производства. Хотя его возможности не были идеально приспособлены для «советской машины», они предлагали предвкушение ее более позднего развития автоматического оружия.
После Второй мировой войны СВТ-40 был быстро снят с военной службы, хотя есть сведения, что некоторые из них использовались в дальнейшем. Однако на смену СВТ пришел полуавтоматический карабин СКС, который широко использовался по всей Африке, Азии и Южной Америке.