Сокровища подземелий. Пещера «Таврида» откроется уже летом 2021-го
Два года назад строители трассы «Таврида» неожиданно для себя обнаружили новую достопримечательность Крыма. Карстовый колодец, куда «провалился» бур, оказался частью огромной пещеры.
Пещерная гиена прибыла
Открытие получилось не только геологическое, но и палеонтологическое: здесь оказалось огромное количество костей древних животных. Здесь представлена фауна Крыма давностью от 80-100 тысяч до 1,6 миллиона лет. Мастодонты, жираф, носорог, дикобразы, медведи, саблезубая кошка, верблюд, страусы, и многие другие животные теперь стали частью палеонтологической коллекции. Планы учёных на пещеру огромные. И некоторые из них уже начали воплощаться.
Недавно в Крым прибыла первая партия фигур древних животных в натуральную величину. Это для того, чтобы туристы могли посмотреть не только на останки в палеонтологическом музее, но и на то, как эти звери выглядели когда-то. Фигуры, как пояснил ведущий методист Зоологического музея Крымского федерального университета Дмитрий Старцев, будут размещены на поверхности, над пещерой. Прибыли пока бизон с телёнком, семья лошадей из трёх особей, саблезубый тигрёнок, пещерная гиена и две антилопы. А до конца года из Санкт-Петербурга привезут ещё 11 фигур слонов, носорогов, саблезубых тигров и пещерного медведя.
Всего в экспозиции у пещеры будет представлено 20 животных. Фигурам не страшен не только дожди, морозы и зной, но и туристы: каждая покрыта плотной антивандальной защитой. Уже летом следующего года эта экспозиция будет открыта.
И сама пещера к этому времени будет доступна для всех. Более того: станет единственной в стране, которую смогут посетить маломобильные люди — в инвалидных колясках, с тростями.
Могут ли крымские учёные передать свой опыт эксплуатации пещер другим регионам? Наши специалисты уже провели несколько экспедиций с коллегами в горах Чечни.
«Мы для себя осознали, что после возвращения Крыма в Россию, доступнее стал огромный карстовый регион: Северный Кавказ, — рассказал руководитель проекта Крымского федерального университета «Пещера Таврида», председатель Российского союза спелеологов Геннадий Самохин. — И исследовался он не так активно, как Крым. Уже пять лет подряд мы организуем экспедиции вместе с Чеченским госуниверситетом. А открытия посыпались, как из рога изобилия! Причём в Чечне есть пещеры уникальные, подобных в мире всего 3-4. Например, испокон веку было известно о пещере, из которой вытекает сероводородная река. Но стали её исследовать, и выяснилось, что там живые организмы, бактерии, потребляют не кислород, а соединения серы, жизнь основана на другом принципе. Наши коллеги-биологи собрали 5 новых видов животных».
У себя и у соседей
Как рассказала декан факультета географии и геоэкологии Чеченского государственного университета Елена Дашкова, в республике сейчас создаются туристические кластеры. Действует пока один, у высокогорного озера Кезеной-Ам. А вот новые совместные открытия крымских и чеченских специалистов позволят ввести у туристическую сферу новые объекты.
«Новые пещеры как турпродукт будут очень значимы для нашего региона, — считает проректор по науке и инновациям Чеченского государственного университета Магомед Нахаев. — Наука и туризм в этом случае друг другу не противоречат. Можно изучать новые пещеры и оборудовать в них маршруты». Гости из Чечни как раз недавно имели возможность в Крыму увидеть давно действующий туробъект — пещеру «Мраморная», и формирующийся — «Тавриду».
А студентам наверняка понравится перспектива стать спелеологами. Ведь в наши дни это единственная область, где возможны географические открытия. Горы, ущелья, реки, и всё, что находится на земле, уже открыто. Даже глубины в морях просканированы. А под землёй приборы не помощники, пока не придёт человек, открытия не будет. Сейчас, можно сказать, происходит приращение территории вновь открытыми подземельями.
Немаловажный вопрос — о названиях. Раньше-то первооткрыватель просто давал пещере своё имя. «Проще всего оперировать кадастровыми номерами. У нас, в Крыму, из 1600 известных пещер примерно 400-500 имеют собственные названия, — рассказал Геннадий Самохин — А в Чечне большинство пещер никак не названы. Утверждать названия должно сообщество географов, учитывая местные традиции и опрос самих жителей».
Спелеотуризм давно превратился во времяпровождение не только для людей со специальной подготовкой. В России сейчас насчитывается всего несколько десятков оборудованных пещер. При этом очень много искусственных подземных объектов. А в Крыму по сей день «неприкаянными» остаются старинные каменоломни, военные сооружения. Их тоже не спешат сделать частью туристических маршрутов. Например запасной КП в Морозовке под Севастополем — фактически подземный дом в несколько этажей. Или интереснейшие Ак-Монайские каменоломни на Керченском полуострове.
В общем, в Крыму под землёй есть чем заняться.