Пособники нацистов в СССР, разоблаченные после долгих лет мирной жизни. 10 громких судебных процессов
Имя генерала Власова стало почти нарицательным для обозначения пособников фашизма во время Великой Отечественной войны. Андрей Власов – самый известный, но далеко не единственный. Некоторым предателям и карателям удавалось десятилетиями жить в СССР под чужими именами и фамилиями, пока их не разоблачили.
Они создавали семьи, работали, вступали в партию, руководили предприятиями. Их почитали, как ветеранов ВОВ. Но час расплаты настал.
Доктор Аарон Шнеер приводит такие цифры: «Всего в 1945-1947 гг. военные трибуналы осудили почти 11 тыс. советских граждан пособников нацистов. В последующие годы еще тысячи их предстали перед судом. Осуждались и те, кто доносил и выдавал евреев. А что происходило в Западных странах? Для сравнения: с мая 1945 г. по 31 декабря 1982 г. на территории ФРГ за участие в преступлениях совершенных нацистами было возбуждено более 80 тыс. дел, однако было наказано лишь 6456 человек. Затем прошло еще несколько процессов, но общее число осужденных судами по сегодняшний день уже в объединенной Германии так и не достигло 7 тыс. человек».
Собрала десятку самых резонансных дел о пособничестве нацистам. Обратите внимание: суд на Власовым здесь упомянут в связи с его соратниками Жиленковым и Малышкиным.
1. Василий Тищенко
14 июля 1943 г. в помещении кинотеатра «Великан» в Краснодаре начался первый в СССР суд над пособниками фашистам. На скамье подсудимых – 13 человек, среди них и Василий Тищенко. Все служили в зондеркоманде СС 10-а при гестапо. В обязанности карателей входили массовые убийства людей в автомобилях-душегубках, так называемых газенвагенах.
Подсудимые во время оглашения приговора
29-летний Тищенко родом из Краснодарского края, в оккупационную полицию пошел добровольно в августе 1942-го. Отличился, получил должность старшины зондеркоманды, затем стал следователем гестапо, не раз лично участвовал в облавах, пытках и казнях.
17 июля 1943 г. Военный трибунал Северо-Кавказского округа приговорил Тищенко и еще семерых пособников к смертной казни. На следующий день осужденных повесили на центральной площади города. Трое получили по 20 лет каторги.
2. Валентин Скрипкин
Уроженцу Таганрога Валентину Скрипкину исполнилось 20 лет, когда началась война. До войны он играл в футбол в местной команде, пользовался любовью болельщиков. С 1942 г. стал полицаем – добровольно.
Полицаи
Вскоре Скрипкина повысили до помкомвзвода зондеркоманды. В августе 1942-го он участвовал в массовом расстреле 27 тыс. евреев. Затем – в расстреле 700 женщин, детей, стариков поселка Кочицы. Несколько десятков детей погибли от руки предателя и «коллег» в августе 1943-го.
В 1945-м бежал из Германии и сдался американцам. Союзники выдали перебежчика СССР. Тот не отрицал службу в полиции, получил 10 лет на Колыме. Отбыл срок, вернулся в Таганрог, работал на хлебозаводе, женился.
Скрипкина случайно опознали свидетели. Это случилось в ноябре 1962 г. В 1963-м суд приговорил карателя к высшей мере. В том же году приговор приведен в исполнение.
3. Григорий Васюро
До войны 30-летний Васюро работал школьным учителем, но в историю вошел как палач Хатыни. 28 июня 1941 г. старший лейтенант сдался в плен и стал работать на фашистов. Карательный батальон, в котором служил Васюра, уничтожил более 600 белорусских деревень.
Горящая Хатынь
В 1952-м карателя осудили, как сам говорил, за то, что был в плену. Через 3 года амнистировали. Свою деятельность в полиции и СС Васюро скрыл.
После освобождения экс-полицай построил дом, вступил в партию, жил как добропорядочный гражданин и ветеран, но жадность погубила. В 1985-м он стал добиваться Ордена Великой Отечественной войны. Тогда подняли архивы – всплыли интересные факты.
Следствие доказало 360 убийств граждан, хотя жертв было намного больше. В судебном заседании «ветеран» крикнул: «Да, я сжег вашу Хатынь!» 26 декабря 1986 года трибунал Белорусского военного округа вынес обвинительный приговор. 2 октября 1987-го Васюро расстреляли.
4. Антонина Макарова
Знаменитая Тонька-пулеметчица расстреляла около 1500 чел. в поселке Локоть Брянской области. В 21 год она ушла на фронт добровольцем, попала в плен, бежала, скиталась и пришла к гитлеровцам.
Антонина Макарова
Тоньке предложили расстреливать арестованных из пулемета, выделили комнату, назначили жалованье. Перед первой «казнью» напоили водкой. В следующий раз алкоголь палачу не потребовался. Тонька убивала по 25-30 чел. ежедневно. Были дни, когда пулеметчица работала в три смены.
Органы госбезопасности вышли на Макарову в 1977-м, через 33 года после окончания войны. Ее опознали две свидетельницы.
Антонина Макарова-Гинзбург (Тонька-пулемётчица)
20 ноября 1978 г. Брянский областной суд приговорил палача к расстрелу. 11 августа 1979-го Макарову расстреляли. Ходатайства о помиловании, написанные в разные инстанции, были отклонены.
5. Георгий Жиленков
Бригадный комиссар Жиленков – один из генералов власовской Русской освободительной армии. В октябре 1941-го попал в окружение в районе Вязьмы, затем был плен. Начал сотрудничать с немцами сразу,. К концу 1942-го он уже стал ближайшим соратником генерала Власова, издавал газету «Доброволец», жил в Берлине.
Встреча с Геббельсом. На снимке первый слева — А. Власов, второй слева — Г. Жиленков, крайний справа — Й. Геббельс
1 августа 1946 г. Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Жиленкова к высшей мере. В тот же день его вместе с Власовым и еще несколькими военными преступниками повесили в бутырской тюрьме.
6. Василий Малышкин
У генерал-майора Малышкина с советской властью были свои счеты. Еще до войны его арестовали по обвинению в шпионаже, пытали. В суде дело развалилось, отправили на доследование. Осенью 1939-го Малышкина освободили.
Василий Малышкин
В начале войны он возглавил штаб армии, а в октябре 1941-го попал в плен и перешел на сторону противника. Преподавал на курсах пропагандистов, выступал перед эмигрантами в Париже, активно способствовал распространению пропаганды во власовском движении.
ЦИТАТА. «Положение сейчас такое: с одной стороны — темные силы большевизма, с другой — прогрессивные силы Европы, возглавляемые в этой борьбе Адольфом Гитлером. Мы, русские люди, не можем не согласиться с тем положением, что победа Германии, победа вооруженных сил Германии, является вместе с тем и нашей победой» (из речи генерал-майора Василия Малышкина на собрании русских эмигрантов 24 июля 1943 г. в зале «Баграм» в Париже).
Малышкина арестовали в марте 1946-го. Приговорили к высшей мере, казнили в Бутырке в один день с Власовым и Жиленковым.
7. Алексей Майборода
Историю полицая рассказал журналистам ветеран госбезопасности Михаил Гриценко, работавший в советское время старшим следователем КГБ.
Алексей Майборода служил полицаем в Барвенково Харьковской области (Украина), участвовал в расстрелах мирных жителей. После разгрома гитлеровских войск сменил имя, отчество, год рождения и переехал в соседнюю Донецкую область.
Белая повязка, на рукаве - знак полицая
На новом месте вел обычную жизнь, женился, работал, вносил рацпредложения на производстве, ежегодно сдавал по 3-4 литра крови нуждающимся. Комитетчики вышли на его след только в 1975-76 гг.
Во время следствия обнаружили и братскую могилу, эксгумировали останки и установили личности 18 казненных жертв. В 1976-м в Барвенково состоялся показательный суд над Майбородой. Дом культуры, в котором он проходил, был набит людьми. Каратель получил 15 лет тюрьмы.
8. Иван Мельников
30-летний Иван Мельников стал полицаем, чтобы «прокормить детей», как сам говорил на следствии. Поначалу работал на кухне, носил воду, колол дрова, а вскоре уже гордо вышагивал с белой повязкой на рукаве и винтовкой наперевес, именовал себя «херр полицай».
Иван Мельников на суде
Мельников участвовал в арестах активистов-краснодонцев. Именно он сдал молодогвардейца Сергея Левашова, арестовал его соратника Сергея Тюленина, с особой жестокостью издевался над Виктором Третьякевичем, участвовал в казни молодогвардейцев. Его нашли и арестовали только через 20 лет после окончания войны.
Ствол шахты, где казнили молодогвардейцев
«Коллега» Мельникова полицай Бауткин рассказывал следователю: «В тот период, когда молодогвардейцев расстреливали и сбрасывали в шурф шахты, как-то утром я пришел в полицию и заступил на дежурство. В одной из комнат, где до этого сидели девушки из "Молодой Гвардии", я увидел Мельникова и других полицейских. Они делили вещи расстрелянных».
4 апреля 1966 г. Мельникова расстреляли по приговору Луганского областного суда.
9. Борис Ильинский
Осенью 1952 г. тульские чекисты получили оперативную информацию о том, что в город приехал Борис Ильинский. Сотрудники МГБ безуспешно разыскивали его несколько лет.
14 октября Ильинского задержали. Предъявленные документы на другую фамилию чекистов не смутили. Они знали, что перед ними кадровый офицер, разведчик. Абвер завербовал Ильинского, когда тот попал в плен под Севастополем. Самое интересное: он прошел проверку и вернулся в Советский Союз после войны. Почти 7 лет жил, не привлекая к себе внимания. В Тулу приехал к сестре.
Сидоров-Лазарев-Ильинский из разведгруппы Вольфа Цирке
Трибунал приговорил экс-разведчика к высшей мере, впоследствии наказание изменили на 25 лет колонии. Борис отбыл срок, дальнейшая его судьба неизвестна. Это уникальное дело хранилось под грифом «Секретно» полстолетия.
10. Сергей Маслов
В 2013 г. Маслову исполнилось 90 лет. В столь почтенном возрасте он предстал перед судом. Тогда Россия узнала, что Сергей Маслов – лжеветеран, который 3 года служил в карательном батальоне «Митте», а после войны отсидел 10 лет в лагере как изменник Родины.
Сергей Маслов
В 1980-м он как-то умудрился получить бессрочное удостоверение участника Великой Отечественной в обход действующего законодательства. С тех пор жил как ветеран, пользовался почетом и уважением. Ключи от автомобиля Маслову вручал тогдашний губернатор Московской области.
Интересно. Лжеветеран договаривался с писателями, чтобы те рассказывали в книгах о его военных «подвигах», а потом ссылался на них (мол, все правда, вот даже в книжке про меня написано). На «удочку» Маслова попался и Виктор Суворов (Резун).
Региональные власти задумывались об установке ветерану памятника в Пушкино, где он жил в последние годы. Вместо этого суд лишил Маслова всех регалий и ветеранского статуса.