«Воспитать защитников режима»: кто способствует российской милитаризации образования в Крыму
В представленном списке значатся 12 человек, в частности – нынешний подконтрольный России министр образования Крыма Валентина Лаврик, ее предшественница Наталья Гончарова, а также подконтрольный России крымский уполномоченный по делам ребенка Ирина Клюева. Также в этот перечень попали директора нескольких крымских школ, глава крымского отделения «Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ), руководитель «Крымпатриотцентра». О выводах украинских правозащитников в отношении милитаризации образования в аннексированном Крыму шла речь в эфире Радио Крым.Реалии.
Это исследование стало результатом совместной работы Крымской правозащитной группы, Центра прав человека ZMINA, Украинского Хельсинского союза по правам человека и представительства президента Украины в Автономной Республике Крым и Севастополе. По мнению авторов, главной целью российского патриотического воспитания в Крыму является «уничтожение украинской и крымскотатарской идентичности крымских детей» и формирование у них идентичности «универсального российского гражданина». Правозащитники также напомнили, что пропаганда службы в армии государства-оккупанта считается грубым нарушением международного законодательства и может быть расценено как военное преступление. Фигуранты опубликованного списка пока не комментировали результаты исследования украинских правозащитников, однако журналисты Крым.Реалии направили запрос действующему детскому омбудсмену Крыма Ирине Клюевой и ожидают ответа.
Руководительница образовательного направления Украинского Хельсинского союза по правам человека Валентина Потапова рассказала Крым.Реалии, что представленный список предположительно причастных к милитаризации образования в Крыму – далеко не полный.
– Это лишь вершина айсберга документа. На самом деле в нем значатся 70 имен, однако для публичной презентации мы отобрали 12 человек. Хотелось включить представителей и формального, и неформального образования. Названные нами директора школ были наиболее активными в насаждении милитаризации и сознательно игнорировали Конвенцию о правах ребенка. Стоит отметить, что участие в кадетских и казачьих классах не обязательное, то есть детей туда зачисляют по выбору родителей. Однако попавшие в наш список деятели создают на территории своего образовательного учреждения такую атмосферу, что если ребенок не пойдет в Юнармию, не будет участвовать во всем этом, то станет жертвой буллинга. Мы уже фиксировали такие факты в 2014-2015 годах.
По словам Валентины Потаповой, прокуратура АРК собирается открыть по представленному правозащитником списку новые уголовные производства. Прокурор Ольга Пирогова 14 января рассказала о том, как ее ведомство реагирует на данные о милитаризации Россией дошкольного и школьного образования в Крыму и Севастополе:
«Одни из самых распространенных и наиболее серьезных преступлений, которые совершаются на временно оккупированной территории – это пропаганда службы в армии государства-оккупанта среди детей. Сейчас по результатам проведенных следственных действий и экспертиз мы готовимся объявить подозрения одному из организаторов военно-патриотического воспитания детей на Крымском полуострове. Он подозревается в нарушении законов и обычаев ведения войны – это часть первая статьи 438 Уголовного кодекса Украины. Речь идет о нарушении требований статьи 51 Четвертой Женевской конвенции, которая запрещает пропаганду службы в армии оккупирующего государства среди гражданского населения. Кроме того, мы документируем факты привлечения детей к военно-патриотическому воспитанию, фиксируем разжигание межнациональной и межэтнической вражды».
Ольга Пирогова также подчеркнула, что прокуратура АРК установила ряд лиц и организаций в Крыму, которые получают финансирование от государственных органов России на военно-патриотическое воспитание и согласовывают учебные программы с Министерством обороны России.
Милитаризация образования в России обусловлена тем, что российской власти нужны граждане, которые защитят ее от народных волнений, – убежден политтехнолог из России, бывший аналитик российской партии «Единая Россия» Леонид Власюк.
– Нынешняя российская власть понимает, что рано или поздно ей придется как-то удерживаться на штыках. Яркий пример того, как это может происходить – последние события в Беларуси. Соответственно, необходимо будет где-то найти этих людей, которые встанут на защиту режима. Ведь тем, кто делает это сегодня, когда-то потребуется смена. Ровно для этого существует так называемое патриотическое воспитание. В целях и задачах Юнармии прямо указано «противодействие идеологии экстремизма», а что такое экстремизм по-путински, мы прекрасно знаем. Достаточно выйти и похлопать в ладоши в пользу Алексея Навального, чтобы получить 15-дневный арест и большой штраф. В Крыму же это четко укладывается в тактику захватнической войны: если ты хочешь украсть у народа его родину, укради его будущее и детей, воспитав из них послушных нукеров.
Украинский военный эксперт Олег Жданов указывает на разницу, которая, по его оценке, существует между украинским и российским вариантами патриотического воспитания.
– Не следует путать именно патриотическое воспитание и милитаризацию. В Украине есть движение пластунов, а также другие способы привить любовь к родине, чтобы защищать ее в случае агрессии извне. Вот это и есть патриотическое воспитание. А когда детей одевают в форму, ставят в строй и дают в руки оружие, приучая с ранних к тому, что надо убивать – вот это милитаризация. В Украине правительство очень мало внимания уделяет патриотическому воспитанию, и оно находится на очень низком уровне. В России же эту нишу заполняют идеологией агрессии, готовят гражданина убивать с самых юных лет.
Между тем постоянный представитель президента Украины в АРК Антон Кориневич подчеркивает, что собранные правозащитниками данные могут лечь в основу международных судебных процессов над организаторами милитаризации образования в Крыму.
– В течение почти семи лет оккупации мы наблюдаем не только нарушения России как субъекта международного права, но и правонарушения конкретных людей. Причем во многих случаях это делают граждане Украины! Поэтому, безусловно, против них могут возбуждать дела в рамках национальных уголовных производств. Эти данные также могут быть переданы в Офис прокурора Международного уголовного суда. Очевидно, что он не будет преследовать конкретно этих 12 граждан, но наша информация станет частью доказательной базы более системных кейсов нарушений прав человека.
По мнению Антона Кориневича, именно системность таких нарушений в дальнейшем может быть основанием для введения дополнительных украинских и западных санкций против причастных к этому лиц.
В декабре Генассамблея ООН поддержала резолюцию ООН по милитаризации Россией Крыма. В этом документе, в частности, содержится призыв «воздерживаться от создания образовательных учреждений, организующих военную подготовку крымских детей с заявленной целью подготовки к военной службе в рядах вооруженных сил Российской Федерации, воздерживаться от создания курсов военной подготовки в крымских школах и прекратить усилия по официальному включению крымских образовательных учреждений в систему «военно-патриотического» воспитания Российской Федерации». Российская сторона неоднократно отвергала эти обвинения.
(Текст подготовил Владислав Ленцев)