«Отвяжитесь от нас»: борьба с безмасочниками в маршрутках Севастополя стала головной болью водителей
Пользователь Иван Слепов опубликовал сообщение от лица водителей общественного транспорта города с просьбой услышать их — и избавить водителей от недавно вменённой функции борьбы с пассажирами, не желающими надевать маски в автобусах и маршрутках, и «прекратить терроризировать транспорт».
Водители — тоже живые люди «с нервами и психикой», подчеркнул автор поста, которые хотели бы, чтобы в непростых условиях работы их оградили от лишних скандалов с пассажирами.
«Наша задача — безопасно и вовремя доставлять пассажиров из точки А в точку Б, а не заниматься реализацией чьей-то прихоти! Бороться с безмасочными пассажирами должна полиция и Росгвардия, но никак не водитель», — отмечается в публикации.
У водителей, резонно отмечает автор поста, нет возможности проверять у пассажиров наличие сертификата на прививку от ковида, тем более что «мы даже не знаем, как он выглядит». В отстаивании своих прав и функциональных обязанностей водители готовы даже к введению крайних мер в борьбе с ковидом.
«Или введите в городе локдаун, или отвяжитесь от нас и начните работать с полицией, которая за наши налоги обязана охранять общественный порядок и наделена соответствующими полномочиями», — говорится в сообщении.
Напомним: в январе этого года губернатор Севастополя Михаил Развожаев поручил не пускать в общественный транспорт пассажиров без масок. А чуть позже горожан призвали снимать пассажиров без масок в транспорте и отправлять компроматное видео в департамент транспорта.
Болевая точка
С мнением, высказанным в посте «ВКонтакте» согласен и председатель ассоциации перевозчиков Севастополя Виктор Рыков. В сообщении справедливо и правильно описана ситуация на общественном транспорте, заложниками которой оказались водители, считает он.
Как пояснил перевозчик, с одной стороны, есть указ губернатора, требующий соблюдать масочный режим в транспорте, а с другой — горожане, которые не всегда следуют требованиям указа. Между двух этих огней оказываются водители, на которых повесили обязанность следить за пассажирскими масками.
«Болевой точкой этой проблемы является водитель, на которого пытаются повесить реализацию этого указа, что неправильно и неверно. Задача водителя — безопасно доставить пассажира из одной точки в другую, всё остальное несёт в том числе и прямую угрозу безопасности перевозки. Водитель отвлекается, нервничает, и ни к чему хорошему это не приводит», — подчеркнул Виктор Рыков.
Такой же позиции по поводу новой обязанности водителей, добавил он, придерживаются в союзе транспортных компаний, руководители предприятий-перевозчиков, в том числе государственных, и работники Севморпорта.
Фото пресс-службы правительства Севастополя
Трудности перевозчиков, по всей видимости, понимают и в департаменте транспорта. По словам Рыкова, в ведомстве предложили, чтобы на конечных остановках маршрутов дежурили по два представителя компаний-перевозчиков, в обязанности которых входит наблюдение за тем, входят ли пассажиры в масках в автобус, напоминает ли водитель о необходимости маски пассажирам и как они на это реагируют.
«Ситуация очень неоднозначная. Мы вынуждены на контроль отправлять по два человека, которые работают в паре. Один из них обязательно крупный мужчина в хорошей физической форме, который уже своим видом нейтрализует агрессию и неадекватность некоторых пассажиров, которые после просьбы надеть маску начинают выходить за рамки приличий», — пояснил специфику работу перевозчиков Виктор Рыков.
Но контролировать масочный режим на конечных остановках — это полдела, сложнее делать это на всём пути следования автобуса.
«Останавливать транспортное средство, если человек не реагирует на просьбу надеть маску можно на конечной остановке, но как быть на промежуточных? Там уже люди в салонах сидят. Это не работа для водителя, это нечто другое, но не перевозка пассажиров», — убеждён Рыков.
Исправить ситуацию легко могли бы правоохранители, но для этого нужна, видимо, какая-то воля ответственных лиц, полагает перевозчик.
В департаменте, добавил Виктор Рыков, куда о проблеме неоднократно сообщали перевозчики, к сложившейся ситуации попросили отнестись как к временным трудностям, которые пройдут.
«Они сами являются заложниками ситуации. По всей видимости, правительство перед департаментом ставит задачу, они реагируют», — полагает он.
Без рукоприкладства
В распространённой департаментом транспорта среди перевозчиков Севастополя памятке указано, что водители (а при наличии — контролёры и кондукторы) общественного транспорта обязаны требовать от пассажиров использования средств индивидуальной защиты.
В случае негативной реакции или отказа пассажира надеть маску водитель вправе потребовать от пассажира покинуть автобус. Если же пассажир не соглашается выйти, необходимо вызвать сотрудников полиции, а движение автобуса прекратить до устранения нарушения.
При этом, подчёркивается в памятке, в случае возникновения конфликта водителю (кондуктору, контролёру) запрещено повышать голос, вступать в перепалку с пассажирами и тем более допускать рукоприкладство.
«Нужно спокойно донести до пассажира необходимость обязательного ношения масок, ссылаясь на указ губернатора», — рекомендуют в дептранса.
Фото pixabay.com
Понятно, что на бумаге смоделировать идеальную ситуацию, где не учитываются индивидуальные особенности характера и человеческий фактор, а все участники уравновешенны и настроены доброжелательно по отношению друг к другу, весьма не сложно.
Как же на самом деле происходит борьба с безмасочниками, ForPost рассказали сами водители.
Бывают случаи
С введением указа губернатора, отметил водитель маршрута № 55 Александр Давыдов, проблем у севастопольских транспортников прибавилось. Большинство пассажиров при входе в транспорт надевают маски для вида, а в процессе движения средство индивидуальной защиты перекочёвывает под подбородок или вообще исчезает с лица.
«В процессе езды достаточно сложно следить за каждым человеком, чтобы у него была надета маска правильно. Обычно у кого как висит маска, только не согласно требованиям. Мне от конечной до конечной остановки ехать десять минут, ну не буду же я каждый раз останавливаться, потому что кто-то там приспустил маску», — резонно отметил Александр Давыдов.
Бывают случаи, когда человек заходит в транспорт без маски и не реагирует на напоминание водителя о необходимости защиты — в итоге автобус не может поехать, а пассажир не спешит исполнять требования водителя.
«Бывали такие конфликты, что минуты три-четыре приходится стоять. Впоследствии люди уже сами начинают ругаться, и человек выходит. Мне лично нервы дороже — предупредил один раз, ну, подождём, постоим. У меня директор запретил двигаться, пока пассажир без маски», — пояснил Александр Давыдов.
А вот до вызова полиции, как предписывает памятка дептранспорта, дело не доходило ни разу: во-первых, это может занять много времени, во-вторых, вряд ли правоохранители будут заниматься подобными фактами, считает водитель.
В идеале надо было бы посадить ответственного человека в каждый автобус — и пусть он следит за масочным режимом. Но это, я думаю, невозможно, поэтому всю ответственность наложили на водителей — мы должны и за дорогой следить, и за масками. И штрафы, как всегда, идут на водителей», — посетовал перевозчик.
В другом случае в автобус зашли две школьницы без масок. В ответ на просьбу контролёра надеть маски девушки рассказали о своих правах со ссылкой на Конституцию РФ. В итоге автобус задержался, а маски для девушек нашли другие пассажиры. Но такой подход к перевозкам неправильный и неудобен для всех участников — водителя и пассажиров, подчеркнул Виктор Рыков.
«Почему-то в магазинах не закатывают истерики, там тоже требуют, чтобы вы заходили в маске, иначе вас просто не будут обслуживать. А общественный транспорт считается тем местом, где можно продемонстрировать знания в области Конституции и своих прав», — отметил он.
Читайте также: Стали известны перспективы отмены масочного режима в Севастополе
Полина Ласькова