Из бедности – в нищету: что означает для крымчан российское регулирование цен
Смогут ли в Крыму удержать цены на продукты и чего ждать крымчанам на рынке в ближайшие месяцы, разбирались в студии Радио Крым.Реалии ведущая ток-шоу «Крымский вечер» Елена Ремовская и ее гости.
Согласно опубликованным данным, стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по Крыму в расчете на одного человека на конец декабря составила 4644,81 рубля. Минимальный набор питания – это хлебобулочные изделия, картофель, овощи, фрукты, сахар и кондитерские товары, мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, растительное масло и прочее (соль, чай, кофе, какао, специи).
В соседней России тема подорожания продуктов поднималась на уровне президента и правительства в конце 2020 года, тогда было объявлено о мерах сдерживания. А подконтрольный России министр сельского хозяйства Крыма Андрей Рюмшин в то время заверил, что ситуация с ценами на продукты в Крыму стабильна.
При этом в Крымстате фиксируют, что по некоторым продуктам питания на сегодня наблюдается снижение стоимости, например, на сахар или яйца, а вот ценник на овощную группу товаров продолжает расти.
Напомним, что в конце 2020 года подконтрольные России крымские чиновники и российские власти решили повлиять на ситуацию с ценами. В частности:
– ввели мониторинг цен на социально значимые продукты питания в магазинах крупных торговых сетей Крыма,
– заявили о меморандуме между правительством Крыма и торговыми сетями по ценам на социально значимые продукты питания,
– регулярно проходят сельскохозяйственные ярмарки (в частности, ближайшие анонсировали на 30 января).
В конце декабря 2020 года Госдума России приняла закон о государственном регулировании цен на социально значимые товары, упростив таким образом для правительства механизм контроля за розничными ценами.
Однако такие меры не дали результатов в Крыму, считает крымский экономический обозреватель Александр Басов. В эфире Радио Крым.Реалии он выразил опасение, что скоро «крымчане будут затягивать пояса и переходить из бедности в нищету».
– Цены неуклонно растут, это ползучая инфляция отражается на продуктах питания. Средний крымчанин 70 процентов семейного бюджета тратит на питание. Причина кроется в отсутствии конкуренции, в России отсутствует рыночная экономика, вместо нее существует олигархическая и монополистическая. На пальцах одной руки можно пересчитать торговые сети в Крыму, владельцы которых могущественны, живут с московской пропиской и европейской регистрацией предприятий, как это ни странно. Монополизм ведет к тому, что цены будут расти, а потребитель будет в проигрыше и правительство Крыма не может влиять на ситуацию.
Вспомним, что в 2014 году Путин ввел продуктовое эмбарго на продукты из европейских стран, оно стало фактически внутренними санкциями против населения России, ведь качество тех продуктов было лучше, а цены часто ниже. Теперь же нет конкуренции у внутреннего производителя, и он диктует цены на рынке. Для того чтобы понизить цены, должны быть десятки торговых сетей и центров, сотни, тысячи поставщиков. Еще нужно ставить вопрос обеспечения компенсаций населению средств за покупку чистой питьевой воды. Считаю, что если власти не смогли обеспечить воду, то нужно компенсировать затраты населению. Моя семья тратит до 1000 рублей на чистую бутилированную воду в месяц, при низких крымских зарплатах это существенная сумма.
По данным нынешнего Минпромполитики Крыма, цена за поллитровую бутылку минеральной воды составляет 50 рублей. Глава ведомства Александр Трянов рассказал телеканалу «Крым–24» о том, что ранее министерство подписало меморандум с торговыми сетями в Крыму, согласно которому наценка на воду не может превышать 15 процентов. На сайте Минпромполитики Крыма регулярно публикуют отчеты о мониторинге цен на социально значимые продукты питания в магазинах полуострова, в этот перечень входит и бутилированная вода.
Мост стоит, цены растут
Телеканал «Крым 24» в январе подготовил несколько сюжетов на тему ценообразования на продукты питания в Крыму. Съемочная группа пообщалась с Татьяной Васильченко, продавцом мяса на рынке в Керчи. Женщина считает, что снижать цены на мясо некуда, поскольку мясо местных производителей и так дорогое (имеется в виду его себестоимость) и наценка минимальна. Закупать его, например, в Краснодарском крае соседней России, тоже не вариант, говорит продавец.
«Говорили, что с постройкой Крымского моста цены упадут, но они не падают, от чего это зависит, мы не знаем, но многие люди ездят, куда дешевле», – делится Татьяна Васильченко.
То, что цены на многие продукты в Крыму выше, чем в регионах соседней России, – не новость. Нынешний глава Крыма Сергей Аксенов в декабре заявил, что с 2014 года трижды обращался в российское правительство «в части возможности предоставления мер госрегулирования по ценовой политике… Ни одного раза это предложение поддержано не было, считали, что рынок сам отрегулирует эту ситуацию».
По словам Аксенова, он не может повлиять на цены на продукты в Крыму. «Сегодня кроме того, что я могу обратиться в прокуратуру или в Федеральную антимонопольную службу, других рычагов и аргументов у меня сегодня нет – от слова «никаких», – сказал он.
В декабре Глава ассоциации «Содействие торговле Крыма» Сергей Макеев сказал в разговоре с Крым.Реалии, что полуостров имеет свою специфику в плане ценообразования: «И раньше, и сейчас Крым – логистический тупик. Он производит около 60 процентов своего, а 40 процентов завозит с материка (из России – КР). Сейчас уже магистрали нормальные, логистика облегчена, но доставка все равно влечет за собой расходы. Плюс ко всему оптовая торговля в Крыму не налажена, что позволяет дистрибьюторам делать свою накрутку – оттого и происходит перекос. На отдельные продукты наценка доходит до 200 процентов. Как только на полуострове создадут сеть оптово-логистических центров, эти перекосы будут минимизированы».
Председатель Союза промышленников и предпринимателей Крыма Артем Евтушенко считает, что спустя месяц после внедрения попыток государства регулировать цены на продукты «катастрофы не произошло», сказал он в комментарии Крым.Реалии.
– Идет диалог, есть рынок, и никто не будет работать в убыток. Мы работаем, решаем вопросы с доставкой и распространением продуктов питания, каждый из участников рынка заинтересован сделать это максимально эффективно. Есть рынок, конкуренция, формирование ценника происходит в этих условиях. Причина роста цен в том, что на закупке получается дороже, плюс логистика. Крым – неудобная логистическая точка, плюс ежегодная инфляция и коронавирусные наложения. Регулировать рынок и цены нужно в диалоге. Мы находимся в рыночной экономике и нельзя заставить магазин торговать себе в убыток. Возможно, стоило бы внедрить какую-либо систему поощрений, например, за снижение цены: сокращали бы налоги или освобождали от обязательных платежей. Катастрофического роста цен не будет, все останется в рамках сезонного подорожания, в соответствии с инфляцией.
Крым.Реалии пытались связаться с представителями торговых сетей Крыма, хотели услышать их позицию, но на момент подготовки эфира, они либо не отвечали, либо и вовсе отказывали в комментарии.
Субсидии – временно и дозированно
Премьер-министр России Михаил Мишустин 26 января установил размер экспортных пошлин на пшеницу, ячмень и кукурузу. Предполагается, что корректировка пошлин позволит стабилизировать цены на эту продукцию на внутреннем рынке, пишет «Коммерсант».
До этого российское правительство уже ввело пошлины на пшеницу, подсолнечник, рапс. Также власти России заключили специальное соглашение с участниками рынка и регуляторами о стабилизации цен, а в декабре Госдума упростила для правительства России механизм регулирования розничных цен.
«Такие попытки прямого ценового контроля – это советская экономика, которой, казалось, нет уже места в нашей экономике, но вот все возрождается», – считает директор Центра исследований экономической политики при экономическом факультете МГУ Олег Буклемишев.
– Что касается субсидий потребителям – их можно применять временно и дозированно. Когда говорится о тотальном субсидировании, это меры, которые помогают не тем, кому надо. Такое может случиться с водой для крымчан, надо субсидировать бедных, а не всех подряд. Регулирование цен на социально значимые продукты наносит вред, приводит к дефициту и не облегчает участь потребителя. Видимо, у руководства страны есть видение на социальный запрос – помочь людям хочется – как бы это сделать побыстрее и сказать по телевидению: «я регулирую цены и властвую над всем». Сочетание PR-эффекта и иллюзия простого решения манит и заставляет выбирать такой путь.
Соглашения о регулировании цен на некоторые продукты, заключенные в конце 2020 года, могут привести к дефициту товаров или к еще более быстрому росту их стоимости после того, как закончится действие сдерживающих мер. Об этом говорится в экономическом мониторинге Департамента аудита экономического развития Счетной палаты России.
О практике регулирования цен на продукты питания в странах мира рассказал в эфире Радио Крым.Реалии член украинского Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.
– Доступность продуктов показывает соотношение цены и доходов граждан, так в среднеевропейских семьях тратят на продукты от 12 до 18 процентов – это говорит о том, что цены комфортны. Каким образом государства влияют на это? Есть налог на добавленную стоимость (НДС), в директивах Евросоюза: если промышленные товары имеют 20 процентов НДС, то для сельскохозяйственных товаров НДС – от пяти до семи процентов. Это рыночный способ удешевления цен на продукты. Есть и государственные дотации сельским хозяйствам. В отдельных странах есть возможности введения ценовых ограничений. Американцы не вмешиваются в рыночное ценообразование, но есть программа на 70-80 миллиардов в год – программа бесплатной раздачи продуктов бедным. Талоны на продукты можно использовать в супермаркетах, порядка 42 миллионов американцев задействованы в этих программах.
Когда говорим про бедные страны, у них чаще используются механизмы прямого госрегулирования цен на социально значимые продукты. Есть рыночные механизмы – создание рыночных фондов государством, например когда быстро растет цена какой-то продукт. В Украине есть такая форма стабилизации цен как аграрный фонд – обеспечение рыночных запасов, когда цена идет вверх. Например, в засуху цена на пшено идет вверх, хлебопеки говорят, что цена на продукт может вырасти серьезно, тогда из запасов агрофонда предприятиям реализовывают запасы зерна по установленным ценам, чтобы на хлеб цена не взлетела.
(Текст подготовила Инна Аннитова)