Севастопольские учёные проверили качество воды в речке Чёрная и покормили нутрий
Сотрудники Института биологии южных морей открыли экспедиционный сезон. Первые исследования посвящены экологической обстановке речки Чёрная. Какую информацию дадут анализы воды, когда они будут готовы, а также кто каждый раз встречает у реки делегацию ученых, расскажет Оксана Колесникова.
Для учёных Института биологии южных морей ведро проточной речной воды – кладезь информации. В лаборатории предстоит сделать пять анализов, но сначала воду из реки Чёрная проверяют на месте.
Работа сотрудников ИнБЮМ замирает, когда посмотреть на гостей приплывают хозяева этого места – четыре молодые и бесстрашные нутрии.
Учёные знают, что на одной из станций живёт это семейство, потому всегда привозят с собой гостинцы. В особом почете у грызунов – сочные яблоки.
Протяжённость реки Чёрная больше 35 километров. Она берёт свое начало в Байдарской долине и впадает в Севастопольскую бухту Чёрного моря. Ученые отбирают пробы в четырёх точках, чтобы оценить экологическое состояние реки на разных её участках.
Руководит экспедицией кандидат биологических наук Людмила Малахова. В науке она больше 30 лет. Всегда изучала море, но последний год всем сердцем полюбила и Чёрную речку. Институт выиграл грант на изучение её экологического состояния. Интересного в воде очень много. К примеру, моллюск теодоксус, который крепко сидит на водоросли рдесте.
«Экосистема Чёрной речки – это не только вода, но и живые существа, которые здесь обитают и донные отложения, которые в случае паводков могут дополнительное загрязнение принести в воду. Мы изучаем и эти компоненты эко системы», – говорит ведущий научный сотрудник отдела радиационной и химической биологии Института биологии южных морей Людмила Малахова.
Исследования показывают, что донные отложения и гидробионты, живые существа, накапливают загрязнения, которые поступают из воды. Определение её качества – основная задача исследования.
«В первую очередь мы отбираем на хлорорганические соединения, на тяжёлые металлы и на антропогенные радионуклиды. В пробы попадается разное количество, иногда есть живность, иногда нет. Водоросли тоже на некоторых станциях есть, на некоторых нет», – поясняет инженер отдела радиационной и химической биологии Института биологии южных морей Вероника Лобко.
Все анализы делают в Институте биологии южных морей. Результаты каких-то – известны уже через сутки, на выполнение других нужно по два-три месяца. Сначала проводят комплекс подготовительных работ, отделяют примеси от воды через фильтр в 45 микрон.
Первая станция это устье – место, где река впадает в море. Здесь результаты анализов обычно хуже, чем на других точках.
«Мы обнаружили превышение ПДК только на первой станции. Это станция, где идёт смешение речной и морской воды. Превышение цинка и нитратов, и то только в сезон мартовский», – рассказывает ведущий научный сотрудник отдела радиационной и химической биологии Института биологии южных морей Людмила Малахова.
Это неплохой показатель, говорят учёные. Севастопольскую бухту пополняет 70% воды как раз из реки Чёрная. При этом за 2020 год предельно допустимых концентраций в водоеме не было ни по одному из показателей.
Оксана Колесникова, Михаил Шурмель