Загадка для прокуратуры Севастополя: какой из ответов Росприроднадзора правильный?
В Севастополе Валерий Борисович Иванов, многие годы отдавший службе на Черноморском флоте, ныне известен как общественный деятель, автор книг, статей, посвящённых истории нашего города.
Немало его материалов опубликовано на «ИНФОРМЕРе». Одна из последних публикаций – о Балаклавском наземном испытательном комплексе.
Старожилы Севастополя помнят, что в советские времена Балаклава была закрытой территорией, на которую вход был строго по пропускам.
В соответствии с секретным постановлением Совета Министров СССР № 7401 от 28 мая 1953 г. в Севастополе был создан новый ракетный полигон.
Одно из отделений полигона размещалось в Балаклаве. На западном берегу у причала № 122 стояло неприметное здание, состоящее из стального каркаса, облицованного серым шифером. Мало кто знает, что это была контрольно-испытательная станция ракетного оружия (КИС).
На протяжении 20 лет здесь собирались, готовились и проходили последние проверки перед стартом первые советские баллистические и крылатые ракеты. Затем ночью ракеты грузили на подводные платформы и выводили стартовые позиции в район мыса Фиолент. Оттуда производились первые пуски советских морских баллистических ракет с подводным стартом.
По мнению Валерия Иванова, этот раритетный военно-исторический объект должен был стать объектом культурного наследия федерального значения, ведь он на территории России оставался единственным, сохранившимся в первозданном виде.
У энтузиастов-ракетчиков, выпускников ЧВВМУ им. П.С. Нахимова, после присоединения Севастополя и Крыма к России родилась идея - на базе КИС создать музейный объект, демонстрирующий, как проходили испытания ракетных комплексов. Был разработан проект, собраны воспоминания участников испытаний. Но планам не суждено было реализоваться.
«Оказалось, что Военно-историческому музею фортификационных сооружений под руководством Юрия Тарариева такой уникальный объект не нужен!» - с горечью констатирует Валерий Борисович.
«Весной 2019 года группа балаклавских «коммерсантов»», - рассказывает Иванов, - прибыла к директору Военно-исторического музея и договорилась о будущем контрольно-испытательной станции Черноморского флота. В течение недели «металлисты» уничтожили уникальный военный памятник истории, свидетель подготовки десятков баллистических и крылатых ракет периода «Холодной войны». Многотонные металлические тавры, балки, двери рамы, потолочные перекрытия и другое уничтожалось со «стахановской» скоростью. Тавры и балки — весь металл сдали в металлолом. Деньги от сданного металла поделили... Спешили, резали быстро даже ночью. А ненужные шиферные плиты разрушались механическим способом. Спецманипулятор «механической рукой» отрывал куски шифера, асбеста и сбрасывал их в Балаклавскую бухту!
Сейчас на берегу бухты остались вмонтированные в железобетонный пол разрушенного ангара железнодорожные рельсы, а на морском дне бухты лежат тонны шифера и канцерогена. Экологи этого преступления не «заметили», как не заметили этого представители и других государственных органов. «Идеальная экология» для федерального проекта – яхтенной марины международного уровня!».
Коллективные обращения были направлены в различные контролирующие органы, откуда транзитом поступили в Росприродназор.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Москва) 30 декабря 2020 года прислала ответ, в котором информирует, что «в ноябре 2020 года специалистами Управления проведено рейдовое мероприятие, по результатам которого факт наличия в водном объекте строительных отходов в районе расположения организации не подтвердился.
В свою очередь, Черноморо-Азовское морское управление Росприроднадзора (Новороссийск) 26 января 2021 года прислало прямо противоположный ответ:
«30.12.2020 года совместно с Главным управлением МЧС России по г. Севастополю было проведено водолазное обследование дна акватории Черного моря в вышеуказанном районе, указанная вами информация подтвердилась»
Чудеса, да и только! Одно и то же ведомство присылает не просто разные, а совершенно противоположные ответы.
Причём в письме Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 27 ноября 2020 года уведомлялось, что «нарушений природоохранного законодательства не выявлено», а под Новый год специалисты из Новороссийска их всё-таки обнаружили.
Не дожидаясь, пока московские специалисты Росприроднадзора решать провести водолазное обследование дна в Балаклавской бухте, Валерий Иванов написал письмо прокурору Севастополя с просьбой повторно дать поручение Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратуре для принятия безотлагательных мер прокурорского реагирования по водолазному обследованию и очистке акватории Балаклавской бухты в районе демонтажа здания КИС, где были сброшены в воду токсичные отходы.
Ситуация, без сомнения, удивительная.
Как видим из письма Иванова, в курсе дела немало контролирующих органов. Однако расследование так и не сдвинулось с мёртвой точки.
Надеемся, что прокурор города подтолкнёт к действиям тех, кто отвечает за состояние экологии в нашем городе и по результатам последних водолазных обследований Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора установят виновников загрязнения Балаклавской бухты и привлекут их к ответственности за правонарушения.