Почему Развожаев не Овсянников?
Новейшая история Севастополя, ведущая своё начало с февраля 2014 года, имеет свои особенности.
По воле случая «народным мэром» нашего города при возвращении в «родную гавань» стал бизнесмен Алексей Чалый. Он же был первым губернатором российского Севастополя.
Однако ему хватило ровно две недели (с 1 по 14 апреля 2014 года), чтобы понять, что у него недостаточно компетенций для руководства городом, тем более, в такой сложный период перехода под юрисдикцию российского государства, когда нужно было полностью поменять структуру власти, обеспечить граждан паспортами и решить множество социально-экономических вопросов.
В отличие от крымского лидера Сергея Аксёнова, который не побоялся взять на себя ответственность за решение сложнейших вопросов, Чалый «ушёл на крыло», понимая, что образ «героя» может померкнуть и погаснуть под ворохом проблем, которые не удастся разрешить одномоментно.
Напомним только один факт, когда период блэкаута Чалый предпочёл переждать за пределами города, говорят, за границей. Со сложной энергетической ситуацией блестяще справился адмирал Меняйло. Он же по-военному чётко решал задачи переходного периода.
Кроме того, амбициозный и тщеславный бизнесмен, болезненно реагирующий на любую критику в свой адрес, привыкший решать вопросы своей бизнес-империи без оглядки на чьё-мнение, не мог бы смириться с тем, что на посту губернатора нужно действовать в рамках государственной политики и выполнять распоряжения, указания федеральной власти.
Это две основные причины, по которым 14 апреля 2014 года на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным Чалый сообщил, что слагает с себя полномочия и.о. губернатора.
«По собственному менталитету, ресурсам, начальной подготовке я своё место вижу более в этой структуре (агентство стратегического развития - АСРС), чем в структуре управления текущим жизнеобеспечением города», - так объяснил свое решение Чалый и пообещал, что вновь созданная структура будет заниматься привлечением в город инвестицией.
«Стратегические проекты будут заходить от разных инвесторов, эти процессы необходимо координировать», - так обосновал бизнесмен на встрече создание новой структуры.
«То есть вы не бюрократ, вы – революционер», - иронично заметил президент.
Слова Путина оказались пророческими...
Агентство стратегического развития было создано как автономная некоммерческая организация, учредителем которой единолично стал сам бизнесмен. Первым его директором был Игорь Шаповалов, промежуточным – Александр Кулагин, последним с 18.10. 2019 года (по всем источникам числится до сих пор) – Татьяна Щербакова. Как ей удаётся совмещать две оплачиваемые должности, одна из которых государственная? Впрочем, к нашей теме это не относится.
Судя по всему, АСРС была создана не столько с целью поиска инвестиций для города, сколько для развития собственного бизнеса, для чего нужна была земля, много земли. То есть, по сути, бизнесмен слукавил на встрече с президентом?
Вспомним, что конфликтовать с губернатором Сергеем Меняйло Чалый начал после того, как 12 мая 2015 года было подписано постановление правительства о предоставлении МАНО «Ночные волки» земельного участка площадью 2,7 кв. км в районе горы Гасфорта для размещения многофункционального спортивно-патриотического центра экстремальных видов спорта.
Тогда же многолетняя дружба группы Чалого с «Ночными волками» переросла во вражду. (Не с подачи ли мстительного олигарха в дни сегодняшние были предоставлены в правительство недостоверные сведения о том, что можно сливать воду из невосполняемого водохранилища у Гасфорта, в результате чего оно сейчас превращается в болото?)
На эту территорию у Чалого были свои планы. Одним из первых проектов АСРС (до решения правительства), в 2014 году, был проект мегапарка вблизи горы Гасфорта. Это озвучивал главный архитектор АСРС Александр Хомяков: «Нами данный участок рассматривался как некий портал. Предполагается, что это идеальная территория для создания базы перехода с ЮБК в Севастополь».
По его словам, на этой территории люди, прибывающие из Ялты, могли бы оставлять свои машины и на монорельсе добираться до Севастополя.
«Туристы проводят в Севастополе день-два, затем монорельсом возвращаются к горе Гасфорта, проводят здесь несколько дней», – рассказывал Хомяков, живописуя, какие на этой территории планируется создать развлекательные зоны.
И уже 23 мая 2015 года депутаты Заксобрания, подконтрольные бизнесмену, приняли постановление, в котором предложили правительству разорвать договор аренды с «Ночными волками».
По тем же причинам, группа бизнесмена устроила свару вокруг проекта МО РФ – строительство филиала парка «Патриот». Масштабная информационная возня вынудила Министерство обороны отказаться от реализации проекта на территории Севастополя, чтобы не провоцировать чалистов на дальнейшие скандалы и эскалацию напряженности в обществе.
Абсолютная неподконтрольность губернатора влиянию группы Чалого нарушала бизнес-планы последнего.
В городе стали организовываться сборы подписей якобы против незаконной застройки, инициированные депутатами ЗС и общественниками, контролируемыми Алексеем Чалым. Его сторонники стали активно призывать к митингам.
Митинг был запланирован накануне приезда президента в Крым на 12 августа 2015 года. В Севастополь в экстренном порядке приехал Вячеслав Володин, тогда ещё замглавы президентской администрации. По информации правительственных источников, высокопоставленный чиновник прямо посоветовал Чалому успокоиться и «не становиться вторым Навальным».
Разумеется, федеральной власти важно, чтобы в Севастополе – базе Черноморского флота - всё было спокойно. Но именно на этом спекулировал и продолжает спекулировать бизнесмен-«революционер».
В итоге Сергей Меняйло был переведён на более высокую должность – полпредом президента в Сибирский федеральный округ.
Следующий губернатор Дмитрий Овсянников был направлен в Севастополь прямиком из Минпромторга, где он работал заместителем министра.
Поначалу отношения у них были более чем хорошие. В этот период аффилированной со структурами Чалого общественной организации были отданы в аренду Федюхины высоты, некоторые бизнес-проекты олигарха были включены в число приоритетных, например, EnergyNET (потом исключили из списка), было дано согласие на реконструкцию Матросского бульвара фондом «35-я береговая батарея»…
Однако очень скоро Овсянников раскусил намерения «серого кардинала» - подмять под себя управление городскими ресурсами и ФЦП, дабы его «теневое правительство» из АСРС фактически заправляло всем в регионе.
Овсянников не пожелал быть на посылках у бизнесмена, да и не имел права: как государственный служащий, глава исполнительной власти региона он обязан был проводить государственную политику, реализовывать государственные программы.
В силу своего характера (жёсткий, прямолинейный, амбициозный) Дмитрий Овсянников не считал нужным идти на компромиссы..
Серьёзные разногласия с бизнесменом, учредителем АСРС, начались по поводу генерального плана города. У Чалого было свое видение проекта генплана, который разработали по его заказу московские специалисты.
Из интервью Овсянникова «РИА Новости» от 6 августа 2019 года:
« — Чем вы не угодили Заксобранию и Алексею Чалому? С чего началось это противостояние?
— Я думаю, оно было неизбежно. Чалый привык манипулировать людьми, а не брать на себя ответственность и развивать город, заниматься повседневными его проблемами. Могу вспомнить ситуацию с некачественным генеральным планом города, подготовленным компанией, которая была определена Заксобранием. Я был вынужден снять его с рассмотрения и получил угрозу, что им были потрачены на этот проект немалые внебюджетные средства и он хочет ответов, иначе меня ждут депутатские запросы и разборки с привлечением СМИ. О чем это говорит? О том, что человек изначально выстраивал модель самоустранения и манипуляций исполнительной властью».
Справедливости ради отметим, что именно Овсянников положил начало сотрудничеству с Москвой. В конце 2018 года Дмитрий Овсянников и мэр Москвы Сергей Собянин подписали Соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает получение Севастополем поддержки столицы в развитии таких отраслей, как здравоохранение, образование, культура, реализацию масштабных проектов благоустройства городской среды, в том числе таких знаковых, как реконструкция улицы Большая Морская и парка «Учкуевка». А в рейтинге регионов Севастополь поднялся с 71 места на 20.
Затяжной конфликт между губернатором Овсянниковым и олигархом сотрясал севастопольское общество громкими скандалами. Положение усугублялось ещё и тем, что Заксобрание, в большинстве своём подконтрольное Чалому, блокировало законопроекты правительства, торпедировало инициативы исполнительной власти. Дело доходило даже до того, что депутаты, торгуясь с правительством, не принимали годовой бюджет с первого раза.
Самого высокого пика конфликт достиг в 2018 году, когда правительство Севастополя через суд остановило реконструкцию Матросского бульвара на основании того, что она велась без утверждённого проекта и разрешения на строительство.
Для Чалого это был удар под дых. Имиджевый портфель для него крайне важен, ведь репутация «благодетеля» помогает решать вопросы бизнеса.
Не случайно после открытия Матросского бульвара помощница Щербаковой выступила в роли «общественницы» и направила в Заксобрание письмо с предложением присвоить Чалому звание почётного гражданина города, что сделало бы его «неприкасаемым» и открыла бы дополнительные перспективы в реализации бизнес-проектов не только собственных, но, надо полагать, и тех бизнес-групп и политиков, которые за ним стоят, и перед которыми, по всей видимости, у него есть определенные обязательства. Поэтому понятно, что данная инициатива исходила от самого олигарха.
Руководить севастопольским регионом Михаил Развожаев был назначен в очень сложный период. Ему предстояло не только реализовывать ФЦП, заниматься текущими и перспективными вопросами социально-экономического развития Севастополя, но и погасить скандалы, конфликтные ситуации, нормализовать общественно-политическую ситуацию. Особенно это было важно сделать перед парламентскими выборами 2019 года.
Надо сказать, что Развожаев изначально проявил такое важное качество для политика, как гибкость. С фондом «35-я береговая батарея» было заключено мировое соглашение, реконструкция Матросского бульвара продолжилась, хоть и без предварительных общественных слушаний. Капризному «мальчику» вернули любимую игрушку, тем самым конфликт был погашен.
О самом Чалом тогда ещё врио губернатора Развожаев отозвался лестно и заявил, что намерен и дальше сотрудничать с ним по всем его «позитивным инициативам». Вместе с тем заметил, что если у Алексея Чалого возникнут «комментарии или другая позиция» по каким-то решениям врио губернатора, он готов к «публичному оппонированию».
«Могут позиции совпадать, могут не совпадать. Тут вопрос просто аргументации», - обозначил Михаил Развожаев принципы дальнейшего сотрудничества с бизнесменом.
Следующий шаг – назначение людей Чалого на руководящие должности в правительстве, что позволило избежать шквала критики в адрес исполнительной власти со стороны чаловских СМИ. Одновременно эти назначения высветили несостоятельность протеже олигарха как специалистов в глазах горожан и в определенной степени дискредитировали самого Чалого.
Нейтрализовав таким образом группу «мятежника», Развожаев планомерно стал решать в городе задачи социально-экономического развития, проявив при этом открытость, внимание к проблемам простых людей, особенно в период пандемии, чем заслужил симпатии горожан, что и позволило ему через год победить на губернаторских выборах с рекордным результатом – 85,72 % при явке более 48%.
Как видим, молодой политик оказался намного мудрее убеленного сединами «революционера».
Ну, а тому по-прежнему, что не дай, - маловато будет.
Как и предсказывали эксперты, свои бизнес-интересы группа Чалого с фанатическим упорством будет отстаивать, что неизбежно спровоцирует очередные конфликты с исполнительной властью.
Так и случилось. Видимо, лавры Навального манят настолько, что никакие увещевания, предупреждения не поколебали амбиции бизнесмена, не желающего расставаться с ролью «серого кардинала».
Масштабная информационная кампания развёрнута его группой в собственных СМИ против федерального проекта - строительства культурного кластера на мысе Хрустальный.
Для чего это делается?
Полагаем, что цели всё те же – спекулятивные. Все помнят, что на эту территорию у него были свои виды. Потому, препятствуя реализации значимого для города проекта, полагаем, что олигарх намерен выторговать для себя целый ряд преференций – имущественных, земельных, экономических, кадровых… Поэтому нагнетание негатива с его стороны будет только нарастать.
Вне всякого сомнения, этот проект, как и остальные, необходимые городу, будут реализованы. Может ли повториться ситуация предыдущих лет, как с прежними губернаторами? Однозначно нет.
Во-первых, лидерские позиции 2014 года Чалым и его группой утрачены, думается, навсегда. Большинство севастопольцев за последние годы разглядели истинную суть их намерений. Кроме того, всем надоели мелкие провокации, бесконечные скандалы, которые исходят от маргиналов, население города хочет жить спокойно и благополучно. А подобные действия тормозят социально-экономическое развитие города.
Во-вторых, Заксобрание уже не является опорным звеном в противостоянии с исполнительной властью. Чалисты, которым было позволено туда зайти в качестве уступки их «шефу», в депутатском корпусе находятся в меньшинстве и никоим образом не влияют на принятие решений.
В-третьих, умная и гибкая политика, проводимая нынешним губернатором, не позволит вновь раскачать ситуацию до критических пиков. Пожалуй, это главное.
Уже очевидно, что бизнесмен Чалый губернатору Развожаеву – не соперник. На предсказуемые шаги, каждый раз сделанные по одной и той же методичке, у молодого, но опытного руководителя городом всегда найдутся адекватные решения, купирующие протестные настроения.
Безусловно, ситуация в Севастополе беспрецедентная. Ни в одном другом регионе РФ такого рода «бунты», дважды заканчивающиеся освобождением губернаторов от должности, и представить себе невозможно, поскольку таких персонажей, как «народный мэр» в «материковой» России нет, и взяться им неоткуда.
С оппозиционными политиками, бросающими вызов исполнительной власти, федеральная власть давно научилась справляться.
Алексей Чалый, благодаря событиям 2014 года и усилиям его «летописцев» стал почти мифологическим персонажем и приобрёл особый статус, после чего, вероятно, решил, что ему можно всё (вот для чего им формируется имиджевый портфель).
Но если он и дальше продолжит «мутить воду» в городе-герое в стиле Навального, это станет последней каплей для федерального центра. Не помогут ни влиятельные покровители из властных кругов, ни партнёры по бизнесу, чьи капиталы в офшорах.
Рано или поздно власть найдет способ отодвинуть «мятежника» с политической сцены даже без всякого радикального вмешательства, ведь он собственными руками сделал для этого всё.
Думается, именно с этой целью в наш город был назначен интеллектуал, прогрессивный и профессиональный управленец, у которого слова не расходятся с делом, а политика, проводимая с помощью системы сдержек и противовесов, лучшим образом влияет на реализацию поставленных государством задач.