ИНЖЕНЕР Татаринов
30 июня 1942 года войска вермахта заняли Малахов курган. 1 июля был получен приказ эвакуировать части Приморской армии (командующий – генерал И. Е. Петров). На мысе Херсонес, у скал Голубой бухты, напротив 35-й батареи, строительный батальон по проекту А. И. Татаринова построил «рейдовый причал консольного типа длиной 70 п. м из общей длины 40 п. м с шириной настила 3,5 метра, который крепился на балках к скале, протянувшейся от берега в море и, подобно карнизу, нависал над водой. Остальные 30 п. м причала из-за нехватки материалов и времени сделали в виде висячего настила на тросах, торец которого упирался в большую скалу. Остаток этой скалы с куском вертикально торчащего рельса и поныне виден с берега». Именно здесь, у рейдового причала, прошла неудавшаяся эвакуация. 30 июня — 3 июля 1942 года здесь 35-я батарея стала последним рубежом обороны Севастопольского оборонительного района. Остатки Приморской армии отошли на мыс Херсонес и сопротивлялись до 8 июля, практически не имея боеприпасов и связи. Десятки тысяч солдат, сгрудившись у причала, ждали кораблей, но они не пришли. Это была страшная трагедия. Сегодня на руинах батареи – мемориал.
В июле 1942 года инженер Татаринов был призван из запаса с присвоением воинского звания «инженер-майор» и занял должность старшего инженера по аэродромному строительству инженерного отдела ЧФ.
Севастополь был ос-вобожден от немецко-фашистских захватчиков 9 мая 1944 года, а уже 12 мая в город вошла оперативная группа инженерного отдела ЧФ для разработки тактико-технического задания на проектирование первой очереди восстановительных работ. Возглавил группу инженер-подполковник А. С. Кабанов. В группу входили офицеры: Я. К. Балицкий, А. И. Татаринов, Д. И. Романов, – служащие: А. Н. Котельников, Л. Л. Егорова, Н. Н. Демидов, А. С. Запорожец, А. Н. Губарев, И. В. Шелепин, В. А. Смелов, А. В. Мороз, Н. А. Волков, Н. Г. Корюхин.
Перед инженерами предстал разрушенный Севастополь. По некоторым данным, «было разрушено 94% жилой площади, уничтожены все промышленные предприятия, водопровод, канализация, электростанция. Многие улицы нельзя было определить: была потеряна их градостроительная сетка». Из 110 тысяч жителей остались только 10 тысяч. В Военно-историческом музее фортификационных сооружений (Севастополь) сохранилась интересная легенда о том, что во время Ялтинской конференции «в феврале 1945 года Президент США посетил Севасто-поль. Масштабы разрушений произвели на него большое впечатление, и при расставании с первым секретарем Севастопольского горкома партии Ф. Рузвельт сказал примерно следующее: «Для восстановления вашего города понадобится 50 лет, и это возможно в том случае, если мы вам поможем. Без нашей помощи вам не обойтись…». За десять лет (1944-1954 годы) советские инженеры заново построили центральную часть города. В это же время шла активная работа по разработке плана главной базы ЧФ, в которой приняли участие представители всех флотских направлений, среди них – и инженер Татаринов.
В декабре 1960 года в звании полковника инженер А. И. Татаринов ушел в отставку с правом ношения оружия, как военно-морской офицер. За военные заслуги он был награжден двумя орденами Красной Звезды, двумя медалями «За боевые заслуги», медалями «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другими наградами.
После войны инженер Татаринов жил в Севастополе. Александр Иванович регулярно приезжал на малую родину – в Трубчевск, на могилы к родителям на Сретенском кладбище, встречался с друзьями. Заходил и в музей, где благодаря его феноменальной памяти были идентифицированы люди на десятках фотографий 1920-1930-х годов. Александр Иванович до последнего дня своей жизни поддерживал связь с городом и многими трубчанами, жившими в разных городах нашей страны.
М. ШУРУБКИН, научный сотрудник Трубчевского музея и планетария.
Фото – из архива Трубчевского музея и планетария.