«Не так глубоко, как хотелось бы!» Альгис Микульскис о жалобе Зеленского на Байдена
Спецкор ФАН Альгис Микульскис объяснил, почему интервью президента Украины телеканалу США заставило улыбаться политэкспертов.
Большое интервью, данное президентом Украины Владимиром Зеленским 23 января программе Axios, выходящей на американском телеканале HBO, было опубликовано в средствах массовой информации только спустя десять дней. Мысли, озвученные в нем главой сопредельного государства, мгновенно вызвали недоумение у массы политических экспертов. Чем же так смутил Зеленский здравомыслящую общественность — в колонке Альгиса Микульскиса.
«Настало время удивительных историй!» — эта сетевая присказка очень подходит для описания всего, о чем поведал украинский президент журналистам из США. А поведал он о многом! И о том, что с момента «невыполнения» условий «Будапештского меморандума» все мировые дипломатические договоренности стали бессмысленными, и о том, что Джо Байден должен (!) быть заинтересован во вступлении Украины в НАТО, и о том, что президент России Владимир Путин, якобы, спит и видит Украину в составе его «Империи»…
В общем, полет фантазии Владимира Зеленского был неукротим и яростен, как «бойовий гопак» киборгов ВСУ. Однако, по порядку.
«Будапештский меморандум»…
Для начала предлагаю определиться с терминологией.
Согласно толкованию «Oxford Languages» — мирового лидера в области публикации словарей — «меморандум» — это «дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-либо вопрос». Ну то есть факт того, что к «международным договорам, обязательным к исполнению всеми сторонами, их подписавшими», никакие «меморандумы» отношения не имеют, понятен. Значит, можно перейти к сути.
Документ, о котором идет речь, был подписан 5 декабря 1994 года лидерами Украины, России, США и Великобритании в связи с присоединением официального Киева к Договору о нераспространении ядерного оружия. Если кратко, то Украина отказывалась от своего ядерного статуса, в котором она фактически пребывала с момента обретения независимости, в обмен на заверения государств-подписантов в ее безопасности, суверенитета, независимости и нерушимости границ.
Заверения, а не гарантии! Два совершенно разных юридических понятия. Вероятно, эта нестыковка в толкованиях терминов и стала одной из причин того, что вопрос о статусе Меморандума, как обязательного к исполнению документа, возник еще в момент его подписания. Например, тогдашний президент Франции Франсуа Миттеран, присутствовавший на церемонии в Будапеште, сразу сказал, что условия документа выполняться не будут, а руководство США до 2013 года вообще утверждало, что «меморандум и не несет прямой юридической силы».
Вроде, всем все было понятно и логично. Пока на арене не появился Владимир Зеленский, решивший вдруг, что ничего не значащая бумага каким-то образом не исполняется и «легким движением руки» тут же внесший в мировую дипломатическую практику свежую струю:
«Это предательство по отношению к Украине. Я считаю, что это большая ошибка. Ведь любые мировые дипломатические договоренности с момента, когда не выполняется Будапештский меморандум, «умножены на ноль». И что бы мы дальше не подписывали, о чем бы страны не договаривались, всегда будет риск, что кто-то скажет, что это какая-то бумажка и необязательно ее выполнять. То есть в XXI веке до сих пор действуют традиции средневековья, когда действует не сила договоренностей, а просто сила. Кто сильнее, у кого больше оружия — тот, скажем так, пишет Конституцию твоей страны. Это оскорбительная ситуация».
Как говорится, «конец цитаты»! Все достижения дипломатии с момента, как минимум, образования ООН, больше не действуют! Потом, что «Украину обидели».
А кто, кстати, ее обидел? Если уж речь зашла о неких «нарушениях», то участники группы «Крымская инициатива» — первый президент Республики Крым Юрий Мешков и экс-спикер крымского парламента Евгений Супрунюк — еще в 2014 году, с документами в руках, а не «на пальцах», разъяснили на примере Крыма и Севастополя, кто и что нарушил в случае с «Будапештским меморандумом». Но Зеленский в это время, наверное, разучивал фортепианные гаммы, ничего вокруг себя не слышал, вот и оконфузился немножко в интервью. Правда же, Владимир Александрович?
Движемся далее. Прямиком в НАТО! Хотя, стоп… Какое такое НАТО? В списке требований к соискателям членства, принятом на Вашингтонском саммите Альянса в 1999 году, в одном из пунктов, обязательных к исполнению, четко прописано, что государство, решившее присоединиться к организации, обязано «разрешить этнические, территориальные и политические конфликты в соответствии с принципами ОБСЕ».
Вот только не надо говорить почтеннейшей публике, что все эти конфликты, которыми Украина славна уже восьмой год — дело рук России! Государственный переворот, который вы гордо именуете «Евромайданом» и который от этого не перестает быть государственным переворотом, устроила отнюдь не Россия. А о трагических событиях в Донбассе, ставших следствием исключительно этой вашей «революції гідності» — всем известно и без меня.
Что там, к слову, с выполнением Минских соглашений? Можете не отвечать, пан президент — за вас, возможно, в этот самый момент, уже отвечает ваша артиллерия.
А так-то конечно! Весь Альянс заждался, и только Байден что-то мешкает. Но Владимир Зеленский непреклонен и в то же время как-то просителен:
«Мы благодарны за все, но Украина не просто на словах говорит о том, что хочет быть равноправным членом Альянса, равноправным членом НАТО, потому что это и есть один из важнейших пунктов безопасности — той безопасности, о которой президент Байден и говорит. Как нужно еще больше заявлять о желании вступления, если это закреплено в Конституции Украины — направление в Евросоюз, евроинтеграция, а также вступление в НАТО? Поэтому у меня очень простой вопрос: почему Украина до сих пор не в НАТО?»
Почему не в НАТО — сказано выше. Но на этом своем вопросе Зеленский не успокаивается и продолжает фантазировать:
«Я верю, что ответ может звучать так: «Господин президент, мы чувствуем Украину, как стратегического партнера. Мы понимаем, что Украина реально имеет сегодня мощную армию в Европе и защищает на востоке страны не только украинских граждан, но и европейских. Поэтому при моей каденции Украина должна быть в НАТО».
В сценариях комедийных ситкомов на этом месте авторы обычно пишут: «Звучит закадровый смех».
Ну и, конечно же, Украина не была бы Украиной, если бы не попросила денег! Естественно, на отражение «российской угрозы»! На этот раз — еще и кибернетической. (С ума они там все посходили с этими «русскими хакерами», что ли?)
«Как помогать? Мало военной помощи, пусть не обижаются на меня Соединенные Штаты. Хотя мы благодарны и за увеличение этой военной помощи. На 25 миллионов долларов больше выделено на летальное вооружение в этом году. Но на информационную войну не хватит этих сумм. Этот вопрос ко всем. Мы обязательно должны говорить о центре противодействия кибератакам».
Про то, чем может обернуться для страны помощь американским летальным оружием, ФАН уже писал и пришел к выводу, что ничем хорошим. Теперь они просят помочь им еще и с киберугрозами. Ей-богу, мне уже хочется, чтобы помогли, но это мое оценочное!
Вообще, теме России было посвящено едва ли ни две трети вопросов и ответов. Было еще немного про Америку, немного про Китай и совсем чуть-чуть про украинскую коррупцию. Закончилось же все крайне оптимистичным аккордом, в котором Владимир Зеленский четко обозначил, чего именно он хочет от США для вверенной ему страны:
«Я думаю, что обязательно буду приглашен президентом Байденом в Белый дом, и с удовольствием приму это приглашение. Я считаю, что у нас есть много, о чем не только поговорить, но многое, что сделать. Мне кажется, что некоторые изменения в мире будут в течение каденции президента Байдена. Очень положительные. Я бы очень хотел, чтобы мы смогли помочь ему в этом деле, а президент Байден помог Украине, которую он прекрасно знает. Но не так глубоко, как нам хотелось бы».
«Не так глубоко», как Владимиру Александровичу хотелось бы. Что ж… У меня все!