Южная бухта Севастополя: что можно увидеть и где можно подойти к морю
С площади Нахимова, влево от Графской пристани идем к катерным причалам. Слева стена, в которой небольшая металлическая калитка. Днем она открыта, за ней – причалы водной станции спортклуба Черноморского флота, до самой оконечности Николаевского мыса. Сюда также можно пройти с территории самого спортклуба, куда днем вход также разрешен. 90 метров бетонной набережной и небольшая трибуна, где можно посидеть, любуясь водной гладью.
Еще один участок Южной бухты, где можно подойти к морю, это знаменитая Графская пристань. Напротив – Павловский мыс, на котором находится морская обсерватория, о которой я рассказывал ранее. До 2014 года с Графской пристани можно было пройти вправо на территорию Морского вокзала, теперь тут все огорожено забором, а весь променад по пристани ограничился восемью десятками метров.
С площади Нахимова раньше также можно было пройти к морвокзалу через ворота Севморпорта, где шлагбаум был только для автомобилей. Сейчас прохода нет и для пешеходов.
Вход к Морвокзалу закрыт и с улицы Ленина из небольшого скверика у памятника 200-летию Севастополя. Ворота на замке, тротуарная плитка за ними поросла травой.
Иду дальше по улице Ленина. Сквозь чугунные ворота у здания горсовета, в котором теперь заседает российское Законодательное собрание Севастополя, видна водная гладь. Стоящий рядом трехэтажный дом №5 – многоквартирный. Те жильцы, в квартирах которых окна выходят на восток, могут любоваться Южной бухтой вдоволь.
Миную Дом офицеров Черноморского флота и спускаюсь по лесенке во дворик флотского музея, в котором расположены образцы вооружений. Здесь есть проход на задний двор ДОФа, но угрожающая табличка запрещает это делать.
Между музеем и домом №13 улица Минная спускается серпантином мимо флотских мастерских к Минной стенке. С некоторых участков серпантина просматриваются «кусочки» бухты, но, в конце-концов, улица упирается в контрольно-пропускной пункт воинской части.
С улицы Ленина поворачиваю на улицу Мокроусова. Здесь одно здание воинская часть, другое – типография флотской газеты. Жилой дом №7 стоит у самого обрыва, но ворота и калитка на замке. Рядом – строящаяся с 2005 года многоэтажка на улице Лермонтова. Со строительством борются общественники, а будущие жильцы мечтают о виде на бухту.
Между долгостроем и домом №3 по Лермонтова – проход к лестнице. В доме раньше были украинские пограничники, теперь российские. Лестница сильно замусорена – все, кто ходят к причалам в этой части бухты, пользуются пологим спуском без ступеней.
Пройти к пирсам, впрочем, не получится – тоже режимная территория. А вот полюбоваться – запросто. Отсюда видны вспомогательные суда Черноморского флота, в том числе плавучий госпиталь «Енисей» и списанный сторожевой корабль «Сметливый». На сторожевике организовывают музей и уже начали водить экскурсии.
По пологому спуску поднимаюсь обратно к улице Ленина. Внизу ворота и заборы, памятник морякам вспомогательного флота и неработающий фонтан советского образца. Зато виды на бухту замечательные.
Дорожка выводит меня к скверу Ленинского комсомола. Склон его весь порос деревьями и Южная бухта почти не просматривается. Только в одном месте полукруглая площадка осчастливливает видом на бухту. Здесь любят фотографироваться севастопольцы и гости города.
Обойдя снизу бывший дом городского старшины П.В. Ползикова, с аллейки у сквера Воинов-интернационалистов тоже можно поглазеть на пришвартованные корабли и суда, опершись на балюстраду.
На противоположной, восточной стороне Южной бухты, пришвартованы подводные лодки Черноморского флота. На вершине склона – знаменитые Лазаревские казармы.
Причалы и плавучие доки Севморверфи, портовые краны и пакгаузы – типичная картина приморского города. Отсюда можно разглядеть даже уникальный пирамидальный Свято-Никольский храм на Северной стороне и зерновой терминал «Авлита» в одноименной бухте.
Ротонда в сквере Воинов-интернационалистов – еще одно любимое место для фотосессий на фоне Южной бухты. Но разросшиеся внизу деревья часть вида закрывают.
С нижней площадки сквера обзор тоже есть. Плавучий док виднеется со знакомыми всем севастопольцам предупредительными надписями «Тихий ход» и «Не швартоваться!».
С площади Суворова уходим на Троллейбусный спуск – по нему от железнодорожного вокзала транспорт поднимается к центру города. Тротуар, бетонный парапет и никаких естественных препятствий, чтобы осматривать бухту. На противоположной стороне как раз бело-голубая электричка ныряет в Городской тоннель.
В одном из самых тихих мест Южной бухты, ближе к ее оконечности, стоянка частных яхт у восточного берега. Многие яхты, скажем так, небедные.
Почти в самом низу Троллейбусного спуска, перед продовольственными складами, на одном из строений заботливо восстановили и раскрасили агитационный плакат советских времен. Увидеть сейчас такой – большая редкость. Сейчас бы сказали «мурал», но тогда такого слова не знали. Портовый работник мужественного вида и две суровые работницы, одну из которых мужчина по-дружески приобнял. За зданием виден затонувший плавучий док ПД-16.
Вот уже и оконечность бухты, в основании которой стоит церковь Феодосия Черниговского. В зеркальной водной глади отражаются старый корабль, новые яхты и катера. Старинное здание 1928 года постройки недавно перестроено и названо «Царской пристанью». Такая в данном месте действительно была. Новостройка пустует, помещения сдаются в аренду, но желающих разместиться «по-царски» пока не видать.
Восточная часть Южной бухты полностью закрыта для прохода: сначала идут одна за другой воинские части Черноморского флота, на смену им приходят структуры Севморзавода и Севморпорта. По берегу бухты вдоль улицы Героев Севастополя идет железная дорога, огороженная с двух сторон трехметровым забором – так требуют российские антитеррористические законы.
Но небольшой участок бухты 60 метров длиной здесь открыт для доступа. Никаких ограждений. Старые корабли, швартовые концы и чайки.
Если подвести итог прогулке, то близко к воде в Южной бухте можно подойти только на трех участках общей протяженностью в четверть километра. Но любоваться ею можно из многих мест. Хорошо, хоть фотографировать не запрещают, как в советское время.
Евген Жук, блогер из Севастополя (имя и фамилия автора изменены в целях безопасности)
Мнения, высказанные в рубрике «Блоги», передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции