Героико-краеведческая выставка «Гордость Крыма и русского флота: Владимир Корнилов»
«Русь – отчизна дорогая! Никому не уступлю: я люблю тебя, родная, крепко, пламенно люблю» – строки стихотворения «1855 год» В. Бенедиктова звучат патриотическим гимном доблестных русских воинов Крымской войны и обороны Севастополя 1854-1855 гг., в числе которых – русский вице-адмирал Владимир Алексеевич Корнилов, чье 215-летие Крым и Россия с гордостью отмечают 13 февраля текущего года.
К этой знаменательной дате отечественной военной истории библиотека-филиал №4 им. М.М. Коцюбинского ЦБС для взрослых Симферополя приурочила героико-краеведческую выставку «Гордость Крыма и русского флота: Владимир Корнилов». В названия рубрик выставки вошли фразы юбиляра, заслуженно ставшие афоризмами героического эпоса России: «Мы защищаем Севастополь! Отступления не будет!», «На нас лежит честь защиты Севастополя. Будем драться до последнего!», «Отстаивайте же Севастополь!».
«Вице-адмирал Корнилов» Б. Зверева, «Оборона Севастополя и его славные защитники» К. Лукашевича, «Крымская война» Е. Тарле, «Севастополь. Город бастионов» В. Хапаева, «Журнал военных действий в Крыму: сентябрь – декабрь 1854 года», «Таврическая губерния. История в очерках» Г. Бабенко и В. Дюличева, «Биографический словарь Крыма» В. Сухорукова другие историко-краеведческие издания из фонда библиотеки раскрывают страницы жизненного пути и славных деяний во имя родной страны флотоводца-адмирала В.А. Корнилова, вошедшего в почетную когорту доблестных русских моряков эпохи парусного флота. Именно на борту 74-пушечного парусного линейного корабля «Азов», командиром которого был Михаил Петрович Лазарев, будущий начальник штаба Черноморского флота (1850–1854) и герой Крымской войны Владимир Корнилов принял свое боевое крещение в Наваринском сражении. Елена Криштоф в издании «Сто рассказов о Крыме» писала: «При Наваринском сражении Корнилов служил в чине капитана, ему шел двадцать второй, гардемарину Истомину исполнилось восемнадцать, лейтенанту Нахимову двадцать пять. Молод был и капитан второго ранга Лазарев, командир «Азова». В непроизнесенных клятвах давали они друг другу руки на верность общему делу – служению Отчизне». Глубокое уважение к своему командиру и учителю, одобрение которого Корнилов «всегда ставил выше всяких крестов и наград», вице-адмирал пронес через всю свою недолгую жизнь.
Краеведы с гордостью отмечают значительную роль В.А. Корнилова в организации обороны Севастополя в ходе Крымской войны, когда городу русских моряков угрожала армада англо-французских захватчиков. «…Город, над которым нависла смертельная опасность, активно готовился к обороне. Вдохновителями и организаторами ее стали начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В.А. Корнилов и вице-адмирал П.С. Нахимов... К началу 1854 года на Южной стороне города соорудили 7 бастионов и другие укрепления с 341 орудием. В результате, еще до того, как была подтянута осадная артиллерия союзников, город превратился в сильную крепость».
Авторы альманаха «Россия. Москва Первопрестольная» отмечают: «Выдающийся русский адмирал Владимир Алексеевич Корнилов… Это имя, наряду с другими доблестными защитниками Севастополя, такими как П.С. Нахимов, знакомо большинству россиян. Но если Нахимов был преимущественно душой героической обороны, то Корнилова признавали ее мозгом и волей. Во многом благодаря ему главная морская база стала за короткий срок крепостью, о бастионы которой разбились, как волны об скалу, несколько штурмов английских и французских интервентов».
Заслугой начальника штаба Черноморского флота в грозные дни первой обороны Севастополя историки и краеведы считают не только грамотную организацию семитысячного гарнизона и обеспечение активной обороны Севастополя. Своей энергичной деятельностью и категоричными приказами: «Мы защищаем Севастополь… Отступления не будет!», Корнилов сумел пробудить в защитниках города гордое стремление обороняться до последнего вздоха, но не сдаться на милость врагу. Участник обороны Севастополя 1854 году Л.Н. Толстой писал в своих «Севастопольских рассказах»: «Корнилов, объезжая войска, говорил: «Умрем, ребята, а не отдадим Севастополя», – и наши русские, не способные к фразерству, отвечали: «Умрем! Ура!».
5 (17) октября 1854 года на Малаховом кургане вице-адмирал В.А. Корнилов был смертельно ранен в ходе вражеской бомбардировки города. В этот день П.С. Нахимов написал: «Владимир Алексеевич <Корнилов > … умер как герой… Не знаю, что будет с Севастополем без него – и на флоте, и в деле на берегу». Но слова Корнилова: «Отстаивайте же Севастополь», обращенные к защитникам города, передавались по всем бастионам как эстафета стойкости и мужества погибшего, но не побежденного командира. Патриотизмом преисполнены его последние слова: «Я счастлив, что умираю за Отечество!». К слову, Николай I в своем рескрипте на имя вдовы Корнилова пророчески написал: «Россия не забудет этих слов, и детям Вашим переходит имя, почтенное в истории русского флота». На месте гибели Корнилова был выложен крест из восемнадцати пушечных ядер, а бастион на Малаховом кургане назван Корниловским. После гибели Корнилова оборону Севастополя возглавил герой Синопа П.С. Нахимов.
В начале военной службы и Корнилов, и Истомин, и Нахимов «величайшим счастьем посчитали бы гибель в бою рядом с Лазаревым – учителем и командиром». Судьба распорядилась так, что прах доблестных адмиралов Российского флота – вице-адмиралов В. Корнилова и П. Нахимова, контр-адмирала В. Истомина и командующего Черноморским флотом адмирала М. Лазарева покоится в Севастопольском Соборе Владимира Равноапостольного – усыпальнице выдающихся флотоводцев-адмиралов.
...Чета твоих героев, с Корниловым Нахимов и при них
Весь светлый лик христолюбивых воев,
Которых прах лежит у стен родных... (П. Вяземский, «В Севастополе»)
«Умирая, не умрет герой – мужество останется в веках» – писал Муса Джалиль. Беззаветное служение Отечеству вице-адмирала В.А. Корнилова увековечено в памятнике, воздвигнутом на месте его гибели в 1895 году (разрушенный в годы Великой Отечественной войны, был восстановлен в 1983 г. к 200-летию города Севастополя) и в названии набережной.
Дни Оборон – все дальше, дальше…
Но помнят русские сердца… (А. Тучков)