Крымская война: причины и последствия для России
Со славных времен Наполеона, почти 40 лет в Европе не происходило крупных войн. Прогремели маленькие локальные стычки, прошла «Весна народов», но не было чего-то такого большого, от чего всем немедленно захотелось бы мира. Именно поэтому требовалась какая-нибудь мощная разрядка, причины для которой имелись уже у всех сторон: Россия уже давно мечтала съесть Балканы, Турция облизывалась на Кавказ, Англия и Франция бесились при виде русского флота в Черном море.
Поэтому повод нашелся быстро, и он, как водится, был религиозным. Наполеон III, будучи поставлен на трон благодаря католической церкви, решил убить двух зайцев: и за место рассчитаться, и с русскими повздорить. В 1852 г. он высказал туркам следующее условие, ссылаясь на некие договоры: все ключи от святых мест в Палестине (бывшей тогда в составе Турции) должны передаться католической пастве. Православной России такой поворот событий, естественно, не понравился, и она стала ссылаться уже на свои договоры.
Турки попытались сначала угодить и тем, и другим, но фокус не удался. В один прекрасный день под стены Стамбула подплыли французы и реквизировали ключи. Николая I послал на разбор полётов своего фаворита А. Меншикова который своим хамским поведением провоцировал турок на ответные и совсем немирные действия. В дополнение россияне, чтобы повлиять на непокорных турков, заняли Молдавию и Валахию, уже вовсю нарываясь на войну. И в итоге нарвались — турки, посовещавшись с англичанами и французами, решили чужими руками наказать Россию и приняли бой.
Вначале побеждали русские войска — их боевой дух был крепок, ибо солдаты ещё помнили победу над даже наполеоновской армией. Французы с англичанами, поняв, что не удастся туркам в этот раз России насолить, сами двинулись в поход. Сначала они вяло постреляли в Одессу и Севастополь (неудачно). Затем они часть войск отправили десантировать какую-то Добруджу (где половина десанта померла от холеры). Коалиция решила взять Крым и высадилась в Евпатории. И тут им впервые повезло: в сражении на Альме им наконец удалось разбить русских и прорваться к Севастополю. В общем, судьба всей войны — войны, в которой участвовало 3 крупнейших империи с одной стороны и одна с другой (примерно 3/4 всей суши) — стала решаться в Севастополе, под стенами городка с 50 тысячами населения. Британская, Французская и Османская империи суммарно составляли примерно половину Земного шара, и баланс сил складывался явно не в пользу Рашки. Основные центры для ударов по России: на Балтике — Питер, в Белом море — Архангельск, в Тихом океане — Петропавловск, в Черном море — Одесса, Херсон и Николаев. А также Кавказ. Собственно, война получилась откровенно вялой, особенно с учетом суммарной мощи участников. На Балтике и в Белом море (наиболее важные направления) дальше грозных маневров и перестрелок дело не зашло, в Тихом океане все кончилось одним неудачным десантом. Казалось бы, при чем здесь Камчатка, однако англо-французский флот таки приплыл в Петропавловск, намереваясь взять городок нахрапом и не подозревая, что его уже давно ждали, и у защитников был готов хитрый план обороны.
В Балтийском море к серьёзным портам их не пустили, огородившись новоизобретёнными морскими минами, и пришлось брать затерянную в Финляндии крепость Бомарзунд (win и fail русского оружия одновременно: с одной стороны, союзники потратили немало времени и сил на захват третьестепенной крепости, с другой — строили 20 лет, а потеряли за 4 дня), а в Белом они никого, кроме моржей, не нашли и со злости обстреляли ни в чем не повинный Соловецкий монастырь и деревянный кремль Колы, который стоял бы до сих пор.
Как оказалось, осада имеет очень сильное психологическое влияние на людей, причём явно отрицательное. За всё время войны почти весь высший командный состав, особенно у России, принял героическую смерть. В том числе это коснулось и Николая Первого. Чувствуя, что он перестаёт быть жандармом Европы, император стал гулять в легкой куртке на морозе. Конец предсказуем — его место получил Александр II. Молодой царь от такого наследства заключил мир.
Вот тут-то русские дипломаты не подкачали. По сути, коалиция могла себе потребовать пол-России, так как в противном случае Россия попадала в полную изоляцию от внешнего мира и, соответственно, внешней торговли, но, напуганная Севастополем (считай, воевали на одном только полуостровке за один город, а сколько времени и сил потратили), удовлетворилась передачей одного вшивого городка-крепости (Карс, если быть точным) потерявшегося на общем фоне Турции, при этом вернули Севастополь обратно, баш на баш то есть.
Однако, как ни странно, сия война сильно повлияла на общественную жизнь России. Со всех щелей послышались приправленные квасным патриотизмом крики о подорванном авторитете (реванш! реванш!), о том, что надо что-то менять (освобождение! крестьян!) и побыстрее (нигилизм! демократия!). Так что не просрали бы Крыма — не освободили бы большую часть населения от крепостной зависимости. Хотя непонятно, радоваться этому или нет. Хотя с другой стороны ничего странного в таком мощном влиянии нет, данная война коснулась почти всей элиты страны, так как серьезно уменьшился импорт табака, кофе и прочих мировых благ, а это ведь ужас-ужас.
Источник: forum-orion.com