Чтобы помнили: Владимир Нечаев
Вспоминает дочь выдающегося певца Людмила:
"В нашей стране нет ни одной семьи, которую не затронула бы война. Один из моих дядей, Александр Александрович Нечаев был танкистом и погиб на фронте, второй – Борис Александрович Нечаев, командир взвода разведки – пришел с войны кавалером ордена Красной Звезды, дважды был награжден орденом Отечественной войны первой степени, орденом Богдана Хмельницкого и несколькими медалями. Мой отец, Владимир Александрович Нечаев, не воевал, как его братья, но его вклад в Великую Победу был ничуть не менее значимым, чем подвиги его ровесников, которые прошли войну. Песни в исполнении Владимира Нечаева слушала вся страна. Они напоминали о мирной жизни и рассказывали об армейских буднях.
Владимир Александрович Нечаев родился на Орловщине, в селе Ново-Малиново Новосильского района, 28 июля 1908 года. С детства он любил петь и с друзьями часто устраивал концерты, ставил спектакли. В конце 1920-х годов отец переезжает из деревни в Москву. Работает чернорабочим на стройке (он строил здание Центрального телеграфа, где многие годы спустя в бывших там радиостудиях проходили его выступления). Вокалу учился в самодеятельности, музучилище и в оперной студии К.С. Станиславского. С 1942 года он становится солистом Всесоюзного радио.
22 июня 1941 года начинается война. Из «Обращения ко всем творческим работникам» Пленума ЦК профсоюза работников искусств, обнародованного 23 июня 1941 года: «Где бы ни находились части нашей Красной армии и Военно-Морского Флота, работники искусств разделяют с бойцами фронтовую жизнь. Отныне наше искусство, как никогда, будет служить могучим и боевым средством победы коммунизма над фашизмом». Откликаясь на этот призыв, актеры, музыканты, певцы и даже художники начали образовывать артистические фронтовые бригады.
В составе фронтовой бригады под руководством Александра Цфасмана мой отец дал более 60 концертов в прифронтовой полосе. В этот период в его исполнении впервые прозвучали ставшие впоследствии популярными песни «Огонек», «На солнечной поляночке», «Под звездами балканскими».
На сохранившимся снимке из фронтовой газеты видно, как проходили такие концерты, сколько бойцов слушали русские народные и советские песни в исполнении отца.
А пел папа так, что его голос проникал прямо в душу. Недаром искусствовед Т. Рымшевич в книге «Певцы советской эстрады (М.,1977 г.) пишет: «В годы войны приобрела популярность песня М. Блантера на стихи Е. Долматовского «Моя любимая». Она была написана еще до войны, но прозвучала и забылась. И вот в исполнении В. Нечаева песня как бы родилась заново. В. Нечаев с такой щемящей тоской в голосе пел о любимой, о бережно хранимой ее фотографии, которую носит юный воин всегда в кармане гимнастерки, с такой покоряющей нежностью просил хоть издалека улыбнуться ему и так искренне передавал ей, любимой, привет от его второго стрелкового взвода, что сердце ни одного слушателя не могло остаться равнодушным. Слова песни читали в минуту передышки, переписывали друг у друга, посылали домой, как это не раз бывало на фронте. И в этом большая заслуга певца. Если песня настоящая и музыка, и стихи в ней вдохновенные, крылатые, то на высоту поднимает ее именно исполнитель, толкователь ее».
Как солист Всесоюзного радио отец был первым исполнителем песен популярнейших композиторов, в том числе «Осенние листья», «Сормовская лирическая», «Зажглась заря вечерняя», «Костры горят далёкие», «Мы с тобою не дружили», «Вьётся вдаль тропа лесная» Б. А. Мокроусова, «Где ж ты, мой сад», «Матросские ночи», «Услышь меня, хорошая» В. П. Соловьёва-Седого, «Далеко-далеко» А. Г. Новикова, «Сирень-черёмуха», «Ленинские горы» Ю. С. Милютина и других. За годы своей работы отец записал более 400 песен советских композиторов, многие из которых и поныне поются и с эстрады, и в народе. В его репертуаре было более 30 русских народных песен и романсов.
Все, кто был с ним хоть немного знаком, отмечали доброжелательность моего отца. Несмотря на свою огромную популярность он всегда был открытым для всех, кто к нему обращался, и помогал, по мере своих сил, решать их житейские проблемы. Люди, будь это колхозники, с которыми он ловил рыбу во время отпуска, или генералы и высокие чиновники, с которыми он знакомился во время гастролей, всегда тянулись к нему, потому что в нём не было и капли того, что сейчас называют «звездностью» (читай «зазнайство и барство»). Он был человеком с широкой душой, необыкновенно добрым, с большим чувством юмора, человеком разнообразных интересов.
Я родилась уже после войны, и отец мог уделять мне больше времени, чем моему брату, но творчество всегда было на первом месте. Когда он работал с композиторами, я тихо сидела в углу, слушала, как поет мой папа и думала, что он поет только для меня. А его знала и любила вся страна."
Недолгий век был отпущен певцу, всего 60 лет - но многое он успел. И главное - голосом своим и жизнью доказал, что русская песня может вести в бой, быть спутницей в радости и утешать в горе. Для тех, кто помнит, и для тех, у чьих родителей эти песни были любимыми - ещё несколько: