Планы по переносу железнодорожной колеи взбудоражили Севастополь
Как быть с объектами культурного наследия и жилыми домами, которые могут попасть в зону строительства, а также с одним из объектов ФЦП — недостроенным стадионом?
Почему решения власти противоречат друг другу?
Это краткий перечень вопросов, которые занимают горожан в последнее время. Своё возмущение люди излагают в письмах, одно за другим поступающих в Заксобрание Севастополя.
Сначала строим, потом ломаем?
О том, что новая железнодорожная ветка пройдёт через территорию нового спортивного объекта, который ещё не достроен, но которого уже ждут жители Инкермана, стало известно в середине марта.
На сегодняшний день стадион готов почти на треть, и на него потрачено значительное количество бюджетных средств. Под угрозой оказались и дома местных жителей.
Как сообщили ForPost жители улицы Коломенской, несколько дней назад на их домах была повешена сигнальная лента, а люди, представившиеся сотрудниками железной дороги, объявили, что данные участки будут полностью или частично изъяты.
Но и это не всё: как ранее сообщал ForPost, план строительства новой ветки железной дороги в обход существующего Свято-Климентовского монастыря в Инкермане подразумевает уничтожение уникальных пещерных монастырей, фресок, неисследованных объектов и неопределённого количества других исторических и культурных ценностей.
Достоверных сведений о том, по чьей инициативе запланирован перенос, нет — есть лишь неподтверждённая информация о том, что просьба исходила от представителей монастыря. Так ли это, неизвестно, но и опровергнуть свою связь с проектом представители церкви не спешат.
Между тем на сайте Севнаследия появился «Акт государственной историко-культурной экспертизы раздела документации, обосновывающего меры по обеспечению сохранности выявленных объектов культурного (археологического) наследия „Могильник № 9”, „Средневековый пещерный монастырь”, „Поселение тавров № 5 и убежище” и объекта культурного наследия федерального значения „Загайтанское укреплённое поселение” при проведении земляных, строительных, хозяйственных работ по проектируемому объекту „Техническое перевооружение Крымской железной дороги”».
В числе прочего автор документа упоминает о том, что «изменение строительного проекта невозможно».
В Севастополе странный проект возмутил многих. На сегодняшний день в заксобрание поступило уже три письма по этому поводу. Под первым подписались представители общественности, историки и археологи. Позже свои подписи поставили глава комитета закса по градостроительству и земельным вопросам Вячеслав Горелов и депутат Екатерина Бубнова. Адресовано письмо губернатору Севастополя Михаилу Развожаеву, министру культуры РФ Ольге Любимовой, председателю Центрального совета «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» (ВООПИиК) Артёму Демидову и директору Института археологии РАН Николаю Макарову.
«Существующая почти полтора столетия трасса железной дороги составляет неотъемлемую часть исторического ландшафта современного города Инкерман и вместе с сопутствующими ей сооружениями представляет уникальный памятник отечественного инженерного искусства XIX в.
Всё это время ансамбль Инкерманского монастыря Св. Климента вполне гармонично формировался в тесном соседстве с ней. Значительная часть существующих исторических строений этого ансамбля возникла позже прокладки железнодорожных путей.
Тем более вызывает вопросы актуальность реализации столь масштабного проекта именно сейчас, когда в связи со структурными перестройками в промышленности Севастополя, в частности прекращением эксплуатации балаклавских месторождений флюсов и резким сокращением доли грузовых перевозок, железная дорога эксплуатируется в ощутимо более щадящем режиме», — говорится в письме.
Вячеслав Горелов подчёркивает ещё одно важное обстоятельство: в непосредственной близости от монастыря находится завод железобетонных изделий. Но на это соседство жалоб никогда не было. Как, впрочем, и на железную дорогу.
«150 лет монастырь существует рядом с железной дорогой. И в течение 150 лет никаких жалоб на это соседство от церковников не поступало, причём даже в те годы, когда тяга была не электрическая, а паровозная. Гарь, дым, шум, грохот, лязг — и ничего. Почему именно сейчас возникла необходимость строить обходную ветку?» — недоумевает Вячеслав Горелов.
Авторы упомянутого письма предполагают, что причиной могли стать планы по развитию «рекреационного и коммерческого потенциала» объекта, принадлежащего РПЦ. Но как быть с остальными объектами, представляющими историческую ценность?
«Некоторые из них до конца не обследованы, соответственно, и ценность их определить невозможно. Более того — есть информация о том, что на этой территории как минимум три объекта, которые даже не включены в списки выявленных», — говорит депутат.
В письме эти объекты также упоминаются: это водовод крепости Каламита в восточном обрезе существующего карьера, раннесредневековый могильник V–VII вв. с неустановленными границами и обширный мусульманский некрополь XVI–VIII вв. в районе домовладений № 37–43 на улице Коломенской. Его разорение, подчёркивают авторы, чревато, помимо прочего, межконфессиональными проблемами. Затрагивает проект и уже признанные памятники. Так, «Загайтанское укреплённое поселение» в 2016 году было включено в перечень ОКГ федерального значения.
Довершают эту картину предполагаемый снос жилых домов и абсурдная история со стадионом.
«Учитывая вышеизложенное, полагаем целесообразным отказаться от рассмотрения предполагаемого проекта как надуманного, не выполняющего декларируемые задачи и наносящего неоправданный и трудно прогнозируемый ущерб уникальному культурному наследию города Севастополя.
Считаем, что необходимо сосредоточиться на поиске иной, более оптимальной (и менее затратной) трассировки новой ветки железной дороги в районе Инкермана», — заключают авторы.
Люди против
Ещё два письма, в которых авторы выражают протест против неожиданного проекта, написаны жителями Инкермана. Под первым стоит 327 подписей, под вторым — 374. Первое письмо было рассмотрено на заседании комитета по градостроительству и земельным вопросам в среду, 24 марта.
«Жители Инкермана обратились в Законодательное собрание с просьбой поднять вопрос о законности прекращения строительства объекта ФЦП — стадиона, принять меры по сохранности объектов культурного наследия, рассмотреть альтернативные варианты строительства железнодорожного обхода, предоставить общественности проект предполагаемой границы и полосы отвода новой железнодорожной линии и провести общественные слушания по данному вопросу, — говорит Вячеслав Горелов. — Один из предложенных ими альтернативных вариантов — оставить однопутную железную дорогу, поставить мост через реку Чёрную и убрать петлю железнодорожных путей, идущую через долину. Другой вариант — задействовать территорию полузаброшенной промышленной зоны в районе завода ЖБИ в Инкермане».
Учитывая количество подписей, это письмо решено направить губернатору Севастополя, в Администрацию Президента РФ, а также Дирекцию по управлению ФЦП с просьбой учесть мнение людей и либо отказаться от реализации проекта, либо сосредоточиться на поиске иных вариантов трассировки новой обходной железной дороги.
Второе письмо от жителей — с наибольшим на сегодняшний день количеством подписей — поступило уже после заседания комитета и будет рассмотрено депутатами в ближайшее время.
По словам Вячеслава Горелова, в нём приводится грамотный анализ акта государственной историко-культурной экспертизы и тех рисков, которые несёт реализация проекта в сегодняшнем виде.
Документ противоречит федеральному законодательству — подчёркивают авторы. Есть все основания полагать, что это письмо будет направлено по стопам первого. Количество возмущённых проектом людей таково, что проигнорировать их мнение невозможно.
Каким будет ответ, мы сообщим нашим читателям позже. Губернатор Севастополя Михаил Развожаев, напомним, 16 марта предостерёг журналистов от скоропалительных выводов, заметив, что маршрут железнодорожной ветки ещё не утверждён.
«Ещё не утверждена трассировка. И решение, что именно так пройдёт железнодорожная ветка, никто не принимал. Это невозможно сделать без города, без выделения соответствующих отводов земельных участков.
Просто коллеги из КЖД немного поторопились вступить в коммуникацию с людьми, хотя ещё окончательные решения не приняты. Есть несколько вариантов трассировок, и они будут утверждаться, когда закончатся все изыскания», — сказал он.
Ольга Смирнова