Хождение за три океана: как ледокол "Анастас Микоян" отправился в Арктику
22 июня 1941 года застало ледокол «Анастас Микоян» (до 1938 года – «Отто Юльевич Шмидт») у достроечной стенки Николаевского судостроительного завода. В мирное время ввод в строй судна занял бы не менее 7–8 месяцев. Война смешала все планы, в авральном порядке был выполнен необходимый объем работ. 28 июля ледокол был мобилизован, а 5 августа без ходовых испытаний ушел в Севастополь.
Первым командиром «Анастаса Микояна» стал опытный военный моряк, участник гражданской войны в Испании, капитан 2-го ранга С.М. Сергеев. Ценным приобретением экипажа судна оказались высококвалифицированные специалисты – рабочие сдаточных команд судостроительного завода, пожелавшие добровольно сражаться в рядах ВМФ.
В Севастополе «Анастас Микоян» получил вооружение – пять 130-миллиметровых орудий, четыре 76-миллиметровые зенитки и четыре пулемета. После этого судно официально включили в боевой состав Черноморского флота (ЧФ) в качестве вспомогательного крейсера.
В сентябре 1941-го ледокол действовал в составе отряда кораблей северо-западного района Черного моря (крейсер «Коминтерн», эсминцы «Незаможник» и «Шаумян», дивизион канонерских лодок и другие корабли). Задача отряда – артиллерийская поддержка войск Одесского оборонительного района. «Анастас Микоян» вел огонь по позициям румынских и немецких войск на подступах к Одессе, 22 сентября участвовал в высадке морского десанта под Григорьевкой. На боевом счету – несколько сбитых самолетов, подавление двух батарей противника. За шесть суток вспомогательный крейсер выпустил по врагу 600 снарядов.
Впервые на Черноморском флоте комендоры «Микояна» начали отражать налеты авиации огнем орудий главного калибра. Решение подсказал командир БЧ-5 (электромеханическая боевая часть) старший инженер-лейтенант Юзеф Злотник. Для увеличения угла возвышения орудий электросваркой вырезали верх амбразур в броневых щитах. Здесь как раз пригодились опыт и навыки бывших рабочих-судостроителей. В это время формировалась экспедиция особого назначения (ЭОН-18) в составе шести транспортов, трех ледоколов, лидера «Баку», эсминцев «Разумный» и «Разъяренный» и вспомогательного судна «Волга». Этот караван должен был пройти на запад Северным морским путем, доставить военные грузы и пополнить Северный флот боевыми кораблями.
14 августа 1942-го ЭОН-18 под командованием капитана Ю.В. Хлебникова отправилась в трудный поход. Ледовая обстановка в тот год в Арктике была очень сложной, только через месяц караван прибыл в бухту Тикси. Здесь к нему присоединился четвертый ледокол – «Красин».
Враг был информирован об ЭОН-18. В Карском море немцы проводили операцию «Вундерланд» – тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» и подводные лодки пытались обнаружить и уничтожить на переходе советские корабли. Впрочем, охота рейдера и засады субмарин оказались безрезультатными. Караван преодолел льды и пришел в порт назначения.
«Анастас Микоян» вернулся на восток, до середины ноября работал в Карском море, а затем направился в Молотовск (сейчас Северодвинск). Когда ледокол обогнул мыс Канин нос и подошел к 42-му меридиану, он фактически завершил свое кругосветное плавание – ведь как раз на этой долготе находится Батуми.
26 ноября «Анастас Микоян», следовавший вместе с ледоколом «Ленин» в сопровождении британских тральщиков TJ-71 и TJ-83, подорвался на вражеской мине. Корма была искорежена, вышла из строя рулевая машина, в некоторые внутренние помещения начала поступать забортная вода. К счастью, повреждения оказались не столь критичными, пробоин не было, только трещины. Течь остановили, воду откачали. Уцелели гребные валы и винты, поэтому судно сохранило способность маневрировать.
В составе конвоя ледокол направился в Белое море. 30 ноября прибыл в Молотовск. На заводе №402 ремонт удалось выполнить только частично. Для устранения повреждений подводной части корпуса требовался большой сухой док. Поэтому с открытием навигации в Арктике «Анастас Микоян» направили в Сиэтл. Примечательно, что для нуждающегося в серьезном ремонте ледокола это был практически обычный рабочий рейс – по дороге он провел на восток караван судов.
После ремонта в США «Анастас Микоян» вернулся в Арктику, где и после войны продолжал работать на Северном морском пути. В 1957 году ледокол перевели во Владивосток. В общей сложности судно-воин и труженик оставалось в строю более четверти века. Только в конце 1960-х годов ледокол сдал вахту.