США и НАТО на словах защищают Украину, а на деле не готовы приближать ее к альянсу
Администрация США проводит решающий мозговой штурм с союзниками, который определит готовность Запада взять на себя обязательства по обеспечению безопасности Украины. Отношения с ней стали главной темой переговоров, проходивших в среду в Брюсселе, включая видеоконференцию глав МИДов и Минобороны стран-членов НАТО. Ситуацию на границе России и Украины обсудили и представители государств ОБСЕ в Вене. Между тем дискуссия по украинскому вопросу вскрыла серьезную проблему для США и НАТО: союзники едины лишь в «осуждении России», но не могут решить, кто будет нести ответственность за Украину, в то время как вопрос о ее членстве в альянсе — это в лучшем случае весьма отдаленная перспектива.
Обсуждение горячей украинской темы началось во вторник в Брюсселе, где прошло экстренное заседание комиссии Украина—НАТО и состоялись отдельные встречи главы МИД Украины Дмитрия Кулебы с госсекретарем США Энтони Блинкеном и генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом.
В среду обсуждения продолжились. Помимо Брюсселя площадкой для дискуссий стала Вена, где на инициированном Киевом чрезвычайном заседании Форума по сотрудничеству в области безопасности и постоянного совета ОБСЕ на повестку дня был поставлен вопрос о военной активности РФ на границе с Украиной.
«Необычная военная деятельность в Европе действительно имеет место. Она осуществляется в Донбассе с 2014 года, причем с многочисленными нарушениями Венского документа 2011 года (о мерах укрепления доверия и безопасности.— “Ъ”). Делает это Украина, по всем признакам находящаяся с того времени под внешним управлением»,— заявила советник российской делегации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Юлия Жданова. По ее словам, западные кураторы Киева в лице США и НАТО фактически превращают Украину в «пороховую бочку» Европы.
Об этом же говорил в среду на совещании в Севастополе секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев. «С подачи западных спонсоров на территории Украины развернуты центры подготовки диверсионно-разведывательных формирований. Не исключено, что выпускники этих центров будут нацелены на подготовку терактов, и не только в России, но и на территории других государств»,— предупредил господин Патрушев, по мнению которого, «заигрывая перед новой администрацией США, Киев готов ввергнуть страну в военные авантюры».
А в это время новым мероприятием в рамках «украинской недели» в штаб-квартире НАТО в Брюсселе стала экстренная видеоконференция глав МИДов и Минобороны стран-членов альянса, в которой приняли участие министр обороны США Ллойд Остин и глава Госдепартамента Энтони Блинкен. Отдельные переговоры на ту же тему провели Ллойд Остин и Йенс Столтенберг.
«НАТО — военный альянс, который должен заниматься вопросами безопасности, всячески заигрывает с Киевом. При этом, находясь в контакте и тесных взаимоотношениях с киевским режимом, альянс не выражает озабоченности в отношении того, что там в Донбассе происходит, а наоборот, еще больше науськивает киевских политиков, эти горячие головы, на так называемые свершения»,— возмущалась госпожа Мария Захарова в эфире радиостанции «Вести ФМ».
США и их союзники воздерживаются от того, чтобы брать на себя какие-либо обязательства как по вопросу членства Украины в НАТО, так и по гарантиям безопасности Киеву в случае возвращения конфликта в Донбассе в горячую фазу.
Отвечая на прямой вопрос журналистов, обсуждал ли госсекретарь Блинкен с Дмитрием Кулебой возможность членства Украины в НАТО, высокопоставленный представитель Госдепартамента на условиях анонимности сказал: «В ходе этой встречи конкретно до этого дело не дошло. Вы знаете, что мы придерживаемся Бухарестской декларации 2008 года». Напомним, что на саммите в Бухаресте главы государств-членов НАТО отказались предоставлять Украине и Грузии так называемый «План действий для членства» (ПДЧ), вместо этого выступив с политическим заявлением о том, что Киев и Тбилиси «со временем смогут вступить в НАТО». Никакие сроки при этом установлены не были.
Новое заявление представителя Госдепартамента оказалось не менее обтекаемым, чем декларации 13-летней давности, и заметно отличалось от оценки Дмитрия Кулебы, который назвал свою встречу с Энтони Блинкеном «новым днем в отношениях с Америкой». «Конечно же, Украина может много чего делать совместно с НАТО в рамках своей Годовой национальной программы под эгидой Комиссии Украина—НАТО. Есть много чего с точки зрения подготовки, с точки зрения различных видов поддержки, что НАТО может предложить, чтобы Украина могла этим воспользоваться»,— старательно уходил от конкретики на брифинге в Вашингтоне представитель американского внешнеполитического ведомства.
Судя по всему, осознавая, что количество заявлений с «осуждением России» и декларативной готовностью поддержать Киев никак не удается конвертировать в новое качество евроатлантической интеграции, украинская сторона предпринимает все новые активные попытки сдвинуть вопрос о членстве в НАТО с мертвой точки.
Накануне намеченных на пятницу переговоров украинского президента Владимира Зеленского с его французским коллегой Эмманюэлем Макроном министр обороны Украины Андрей Таран встретился с послом Франции Этьеном де Понсеном, попросив Париж оказать содействие в скорейшем предоставлении Украине «Плана действий для членства». Как заявил министр Таран, Киев возлагает большие надежды на «позицию Франции как члена Североатлантического альянса». По его мнению, предоставление в ближайшее время ПДЧ Украине стало бы «мощным сигналом» Москве. В ответ господин де Понсен пообещал довести запрос Киева до президента Макрона, выразив надежду, что переговоры президентов двух стран «оправдают ожидания».
Еще одним подтверждением того, что Киев не устраивает ситуация, когда механизм интеграции в НАТО работает на холостых оборотах, стало заявление главы пропрезидентской партии «Слуга народа» Александра Корниенко, подтвердившего: Киев больше не хочет ждать и будет стремиться к тому, чтобы получить ПДЧ в ближайшие месяцы.
«Один из элементов международного давления на Россию — это усиление перспектив вступления Украины в НАТО, и, думаю, необходимо серьезно говорить и стремиться к скорейшему получению плана по членству в этом году»,— заявил господин Корниенко.
Призывы Киева активнее запустить интеграционные процессы в сотрудничестве с НАТО объясняются тем, что в моделировании будущих отношений с Украиной единые в «осуждении России» США и их союзники никак не могут определиться со своей дальнейшей стратегией. При этом звучащие в Брюсселе и Вашингтоне заявления показывают: главным камнем преткновения для евроатлантических союзников остается вопрос о том, кто и как именно должен будет нести ответственность за безопасность Украины в случае возникновения критической ситуации, учитывая, что членство Киева в альянсе пока не планируется.
«Если в США будет принято политическое решение об обеспечении безопасности Украины, то это совсем не обязательно предполагает использование механизмов НАТО. У Вашингтона существует обширная сеть двусторонних военно-политических соглашений со своими союзниками, включающих гарантии безопасности со стороны США, аналогичные 5-й статье Североатлантического договора (о принципе коллективной обороны.— “Ъ”). Двусторонний американо-украинский договор мог бы, в частности, предусматривать и размещение американских военных баз на территории Украины»,— поясняет “Ъ” гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
Впрочем, по словам эксперта, реализовать подобный сценарий весьма непросто. «Такой двусторонний договор с Украиной было бы очень трудно провести через Конгресс США, особенно когда американцы пытаются сворачивать свои военные обязательства во многих регионах мира. За Украиной в очередь встала бы Грузия, а возможно, и некоторые другие постсоветские государства. Кроме того, такой договор был бы постоянным раздражающим фактором в отношениях с Москвой. Да и материальных ресурсов на серьезное военное присутствие на территории Украины у Вашингтона сейчас нет»,— продолжает Андрей Кортунов. И резюмирует: «В этой ситуации для президента Джо Байдена предпочтительнее каким-то образом задействовать НАТО, избежав принятия на себя дополнительных односторонних обязательств по Украине. Но как именно можно задействовать альянс, сказать трудно, поскольку членство Украины в НАТО пока не просматривается».