Главные новости Севастополя
Севастополь
Апрель
2021

Подвиг юнги. Надежды на спасение не было и вдруг... Валерий Лялин

«Мы никогда не победим русских, потому что дети у них сражаются, как герои», — так написал в своем дневнике один из немецких солдат. Свои маленькие герои большой войны были и на Кубани. Они сражались как могли, защищали родные города и станицы. Этот рассказ о мальчике, который в сентябре 1943 года совершил невероятно смелый поступок. Во время освобождения Новороссийского порта от боносетевого ограждения 13-летний мальчик сам починил мотор пробитого вражескими снарядами катера и вывел его к мысу у входа в Геленджикскую бухту.

Валерия Лялина называли просто — Валька. На флот он попал в весной 1943 года. Его отец, командир, погиб на фронте, а мать погибла под бомбежкой на заводе. Он скитался по батумскому порту и, случайно встретив капитана торпедного катера ТКА-93 Андрея Черцова, попросил взять его на корабль. Черцову стало жаль мальчика и он решил взять его с собой.

 "Вспомнил я свое детство, как беспризорничал, чувствую: в горле запершило. Жаль мальчишку", — вспоминал Черцов. Посовещавшись с механиком, решили взять ребенка с собой и при случае устроить в школу юнг. Никто и предположить не мог, что за несколько месяцев Валька станет полноправным членом экипажа, освоит моторное дело и управление катером.

Смелым оказался парнишка. В сентябре 1943 года морякам-черноморцам было поручено освободить Новороссийский порт от боносетевого заграждения. Черцов категорически запретил Вальке участвовать в операции. В ночь на 11 сентября под шквальным огнем фашистов катер подошел к намеченному месту, высадил десантников, затем в Геленджике принял на борт еще 25 десантников и новые боеприпасы и снова отправился в порт Новороссийска.

 Уже начало светать, немцы подтянули к порту артиллерию и минометы, но Черцов принял решение прорываться сквозь сплошную стену огня. Уже на подходе к причалам в маслопровод одного из моторов попали осколки снаряда. Пока юнга Лялин — а он проскользнул на борт, когда катер забирал вторую группу десантников — ремонтировал один мотор, заглох и второй. Снаряды рвались рядом с бортом, большая часть команды погибла, ранило и капитана. 

Надежды на спасение уже практически не оставалось, как вдруг Валька доложил, что починил правый мотор. Высадив десантников, полузатопленный от полученных пробоин катер отправился в обратный путь. Когда Черцов, потеряв сознание, выпустил штурвал, его место в рубке занял юнга Лялин. Чтобы увидеть ветровое стекло, ему пришлось стоять на ящике, а штурвал приходилось вращать, налегая на него всем телом. Превозмогая усталость и боль в руках, юнга довел катер до мыса, за которым был вход в Геленджикскую бухту.

Позже Черцов все-таки устроил Вальку Лялина в Тбилисское нахимовское училище. По воспоминаниям его однокашников, он был единственным воспитанником, у кого на груди красовались четыре боевые медали. Позднее получил Валька и орден Красной Звезды, а вот звание Героя, о чем ходатайствовал лейтенант Черцов, ему так и не присвоили — командир дивизиона испугался разжалования за то, что в нарушение всех правил и инструкций на корабле служит несовершеннолетний подросток.

С именами Вальки Лялина и капитана Андрея Черцова связана и еще одна удивительная история. После того страшного похода все выжившие члены экипажа проходили лечение в госпитале под Новороссийском. Как-то с концертом к раненым приехала Клавдия Шульженко. А когда выступление закончилось, Клавдия Ивановна увидела, что один из моряков тянет к ней забинтованные руки. Она не поняла, что же хотел сказать раненый. 

Но тут подбежал юнга и объяснил, что командир просит исполнить его любимую песню "Руки". Много лет спустя, в середине 70-х годов, экипаж ТКА-93 вновь встретился с великой певицей, и случилось это на съемке "Голубого огонька". По воспоминаниям Шульженко, в группе мужчин за одним из столиков она узнала и возмужавшего Валерия Лялина, и седовласого Андрея Черцова, на груди которого красовалась звезда Героя Советского Союза, и других членов экипажа, которым довелось выжить в тот страшный поход. Певица вновь исполнила "Руки".

Дети войны. Юнга с крейсера «Красный Крым» Семен Кулемин. Севастополь. Фото: образывойны.рф

В ноябре 1943 года вышел приказ о зачислении всех сыновей полков в суворовские и нахимовские училища. Однако мальчишкам в тот момент больше хотелось дойти до Берлина, а не сесть за школьную парту. Так случилось, например, с Толей Рябковым. Солдаты артиллерийского полка спасли его в буквальном смысле от голодной смерти в блокадном Ленинграде – определили маленького солдата сначала на кухню, потом в отряд связистов, а в феврале 1942 года 13-летний мальчуган принял присягу. Спустя год Толика отправили в Суворовское училище, однако оставаться там он не захотел и вернулся домой. В обычной школе мальчик тоже выдержал всего пару недель, а потом сбежал в Кронштадт.

В годы Великой Отечественной войны наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Обездоленных, потерявших родных, изголодавшихся, их находили советские солдаты в разрушенных городах и сёлах. Отогревали у походных кухонь, кормили фронтовым пайком. Некоторым удавалось оставаться в полках и подразделениях…

Источник https://мояоколица.рф/2021/04/...




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Крыму

Новости спорта


Новости тенниса
WTA

Людмила Самсонова легко обыграла Павлюченкову на старте турнира WTA-1000 в Дубае






Крымские пляжи продолжают очищать о мазута

От менингита умерла участница «Ты супер!» Ширин Абдуллаева: ей было всего 19 лет

В Севастополе полицейские рассказали школьникам, почему наркотики — это не круто

Севастополь готов к непогоде: куда звонить, если скользко