Как в Севастополе сносили ограждение на неучтенной земле
Сегодняшний день жильцы многоквартирного дома № 23 на улице Древней провели явно не по запланированному сценарию. Днём к ним внезапно нагрянули какие-то люди «в грязных оранжевых жилетах», чтобы демонтировать незаконное, по их словам, ограждение возле дома.
Как рассказала ForPost юрист, представляющая интересы жильцов дома, Марина Гудзенко, нежданные гости никак не представились, не показали никаких документов, а просто стали болгарками срезать установленный «в нескольких сантиметрах от дома» забор с элементами живой изгороди, который служил естественной защитой дома от шума и пыли улицы. При этом вели себя рабочие, по словам женщины, некорректно — грубо отпихивали жильцов, пытавшихся защитить имущество.
«Они людей физически отшвырнули со словами, что они нам ничего не обязаны показывать. Начали рушить имущество и уничтожать единственную живую изгородь», — отметила она.
Когда жильцы поняли, что люди в жилетах уходить не собираются, они обратились в полицию. Первый раз прибывшие полицейские поговорили с рабочими — и без всяких объяснений уехали. Второй раз вызвать полицейских удалось только благодаря настойчивости горожан после обращения в приёмные вице-губернатора Алексея Парикина, губернатора Михаила Развожаева и звонка на горячую линию городского отдела внутренних дел.
«Простите, когда здоровые мужики с болгарками бросаются на людей, с учётом, что это земля этих людей, при этом не показав ни единого распоряжения, другого выхода у нас не было», — пояснила юрист.
Позже выяснилось, что ограждение рабочие срезают как незаконно установленный элемент — об этом жильцам сообщил присутствовавший на месте демонтажа представитель горхоза.
«Более того, он заявил нам, что для того, чтобы посадить здесь зелёные насаждения и хоть как-то уберечь эту зону, мы обязаны были получить разрешение департамента горхозяйства и ДИЗО. Для нас это нонсенс, с учётом того что здесь эта изгородь уже лет 60 стоит», — уточнила Марина Гудзенко.
По её мнению, причина сегодняшнего внезапного сноса никому не мешающего ограждения в том, что кому-то для каких-то целей очень нужен этот небольшой клочок земли.
«Я так понимаю, что наш дом несчастный попал в какую-то разработку многомиллионную, но людям надо где-то жить. Здесь одни пенсионеры и дети-инвалиды живут», — уточнила Марина Гудзенко.
Повис в воздухе
Как пояснила Марина Гудзенко, небольшой придомовой участок, прилегающий к дому № 23 на улице Древней, не первый раз становится причиной конфликтов. По её словам, несколько лет назад департамент по имущественным и земельным отношениям города решил лишить жильцов придомовой территории и вынес решение поставить её на кадастр как землю общего пользования.
«Начали здесь парковки строить, туристов высаживать из автобусов», — отметила она.
В 2018 году суд отменил это решение ДИЗО как незаконное (копия есть у ForPost), определив, что указанная территория является придомовой и необходима для обслуживания многоквартирного дома. Правда, пока жители ждали этого решения суда, землю под их домом успели передать департаменту транспорта и начать там строительные работы.
В итоге горожане вынуждены были снова обратиться в суд — и получили ещё два решения в свою пользу.
«Мы в 2018 году получили два дополнительных решения суда (копии есть у ForPost), чтобы эту землю исключили из реестра недвижимости как землю общего пользования. В 2020 году нам удалось, наконец, выйти из всех этих судебных процессов. Земельный участок после обращения в Генеральную прокуратуру был снят с кадастрового учёта как земля общего пользования», — рассказала Марина Гудзенко.
Сейчас этот участок «повис» в воздухе. По словам юриста, городские власти не предпринимали никаких попыток поставить его на кадастр как придомовую территорию, хотя это их обязанность также по решению суда 2018 года.
В итоге весной этого года жильцам пришлось за свои деньги нанимать кадастрового инженера и самостоятельно подавать документы для постановки участка на кадастровый учёт.
«Сейчас документы по постановке этого участка под многоквартирным домом на кадастровый учёт находятся на рассмотрении в ДИЗО», — сообщила жительница дома.
Процедура соблюдена
Как пояснил в беседе с ForPost глава департамента горхоза Евгений Горлов, сотрудники ГБУ «Парки и скверы», которые производили демонтаж незаконно установленного ограждения на прилегающей к многоквартирному дому территории, действовали в соответствии с требованиями российского законодательства.
По его словам, ограждение было установлено в нарушение закона об общедолевой собственности и мешало проникновению в случае необходимости в помещения дома специализированных служб. При этом вся процедура, предусмотренная при демонтаже незаконных конструкций, заверил он, была полностью соблюдена.
«Есть порядок демонтажа и порядок ликвидации данных объектов. Собственников уведомили — есть фотофиксация момента размещения уведомления, всё документально подтверждено. Это общедолевая собственность. В некоторых случаях есть порядок узаконивания, но это надо в рамках жилищного законодательства проводить», — пояснил Горлов.
При этом установить обратно ограждение горожане могут только при стопроцентном согласии жильцов дома. Для этого необходимо разработать архетип ограды, согласовать его в департаменте архитектуры, а также обеспечить беспрепятственный проезд спецтехнике.
«Если они хотят оградить весь жилой дом, то нужно поставить там либо КПП, либо круглосуточный шлагбаум, чтобы в случае пожара, например, могла беспрепятственно пожарная служба проехать», — пояснил Евгений Горлов.
Каким образом был выявлен факт незаконной установки ограды у дома № 23, глава горхоза затруднился сказать. Он отметил, что обычно проверка проводится по жалобе или обращению жителей либо выявляется в ходе мониторинга специалистами ведомства.
«Наверное, там была жалоба», — предположил Евгений Горлов.
Что касается некорректного поведения рабочих, то, по словам чиновника, обычно происходит наоборот.
«Обычно бросаются те, чьё имущество подлежит демонтажу. Со стороны организации, которая осуществляет демонтаж, агрессии нет», — отметил глава горхоза.
Предъявили ли сотрудники «Парков и скверов» жильцам документы на демонтаж изгороди, Евгений Горлов не уточнил, отметив, что обычно такие документы предоставляются только собственникам имущества, которое подлежит сносу.
«Я сам на начальном этапе не присутствовал, а специалистам в этом вопросе я доверяю. Сотрудник может предъявить это разрешение только тому хозяйствующему субъекту, который установил это ограждение. Проходящему мимо человеку, естественно, его никто не покажет», — подчеркнул глава горхоза.
Ошибка или умысел?
Как позже выяснил ForPost у присутствовавшего на месте демонтажа замначальника управления административно-технического контроля горхоза Артёма Ушева, причиной конфликта между жильцами и сотрудниками ГБУ «Парки и скверы» стал один нюанс в размещённом на подъездах требовании о демонтаже незаконного забора.
В требовании указано, что подлежащие сносу объекты размещены на «земельном участке, расположенном в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером 91:02:002004:584 по адресу: г. Севастополь, Гагаринский район, ул. Древняя, 32». Тогда как сам демонтаж ограждения проводился на земельном участке на улице Древней, 23.
По словам Артёма Ушева, указать данные соседнего участка пришлось потому, что участок под демонтируемым ограждением не поставлен на кадастровый учёт.
«Специалист обязан привязаться к какому-то участку», — подчеркнул он.
Информацию о том, что земельный участок под многоквартирным домом № 23 не состоит на кадастровом учёте, ForPost подтвердили и в департаменте по имущественным и земельным отношениям.
Там уточнили, что жильцы подали документы на формирование земельного участка для постановки на кадастровый учёт, однако им было отказано из-за многочисленных замечаний. Этот ответ в МФЦ был получен одним из заявителей в июне этого года, заверили в ведомстве.
***
На момент выхода публикации, по словам Марины Гудзенко, демонтажные работы приостановлены по требованию полиции, а сотрудники ГБУ «Парки и скверы» уехали. В полиции такое решение пояснили тем, что рабочие не смогли предоставить документ на демонтаж ограждения возле дома № 23, поэтому работы приостановлены до полного разбирательства.
Полина Ласькова, Наталья Астахова
Фото и видео Тарас Любимов