Елена Булова. Анатолий Белый не снимается в фильмах, которые ему не нравятся
1 августа заслуженный артист России Анатолий Белый отмечает свой 49-й день рождения.
…Каждый раз, находясь, в Крыму и проезжая мимо пансионата «Украина», я вспоминаю, как Анатолий Белый, играя роль режиссера Александрова, пытался с террасы главного корпуса, докричаться в рупор до пастухов, сгоняющий в кадре рогатый скот. Фильм про Орлову и Александрова снимался по всему Крыму, не только в Мисхоре. Сложная это была картина: в Севастополе, например, снимали сцены съемок «Броненосца Потемкина», в которой массовка отказалась прыгать в холодную воду. И Александрову — помощнику Эйзенштейна пришлось подавать пример. И хотя сам Анатолий Белый с корабля не прыгал, (режиссер настоял, чтобы за него работал каскадер), но артисту раз за разом приходилось потом вползать в кадр в мокрой одежде – то еще удовольствие! А на съемках «Веселых ребят» Анатолий Белый в роли Александрова лихо шлепал по водичке холодного ноябрьского моря, якобы «изнывая от летней жары». В те дни, рассказывают члены группы, он даже голос потерял, но продолжал работать. Подвести ни коллег, ни себя не мог: подобные роли случаются в жизни артиста крайне редко, и они всегда – большая удача.
Сегодня на счету Анатолия Белого около ста работ в кино. И каких! Он играл следователей и художников, актеров и архитекторов, сотрудников ФСБ и барменов, политологов и спортсменов…
— Анатолий, в картине «Жесть» ваш персонаж – редактор, и он посылает журналистку своего издания в пекло. Вы сами, судя по всему, тоже ради профессии, готовы пойти на многое.
— Это правда. Поскольку профессия артиста — важная часть моей жизни, то будучи человеком, не любящим халтуры, я стараюсь все делать честно, чтобы потом не было стыдно.
— А каким вы сами видели свой персонаж — режиссера Александрова?
— Этого талантливого человека, попавшего в тиски системы, всячески ломала власть. Вообще вся эта история – пример трагического взаимоотношения художника и власти. Ну, и разумеется, история большой любви, которая его спасала. Мы снимали об этом.
— Вы сегодня достаточно много снимаетесь, выходит по четыре — пять фильмов в год с вашим участием. Всегда ли вас устраивает тот материал, который предлагается в последние годы?
— В наш кинематограф пришло много очень талантливых молодых людей, у которых есть прекрасные идеи. И хотя бытует мнение, что исчезли достойные сценарии, но это совсем не так. Главная проблема нашего кино не в исчезновении института сценаристов, а в отсутствии достаточного финансирования, чтобы прекрасные идеи были бы воплощены на экране. Конечно, рядом есть много наносного, пустого. Но если мне проект не нравится, я в нем не участвую. Соглашаюсь только, если чувствую, что могу что-то сделать интересное. И я — не из тех людей, которые полностью на площадке переписывают свою роль.
— Но диалог с режиссером присутствует?
— Диалог с режиссером, момент сотворчества, поиск интересных подробностей в характере персонажа всегда есть, куда же без этого в нашей профессии?
— Работу с какими молодыми режиссерами вы бы выделили особо?
— Их было немало. Ну, вот, скажем, Алексей Смирнов – он в свои 24 года снял сериал «Садовое кольцо». Это режиссер – продолжатель замечательной династии Смирновых, сын Андрея Смирнова, благодаря которому мы увидели «Белорусский вокзал». Алексей — очень талантлив, с ним работать удовольствие.
Среди картин последних лет, которые меня действительно впечатлили – тонкий фильм Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Человек, который удивил всех» с Евгением Цыгановым и Наташей Кудряшовой, получивший за свою работу награду в Венеции. «История одного назначения» Дуни Смирновой — тоже оставила сильное впечатление, как серьезное раздумье на тему власти в нашей стране.
— Все та же тема власти, которую вы развивали в спектакле Тадаси Судзуки «Король Лир», рассказав историю личности, находящейся в припадке всевластия?
— Шекспировские темы – власть и деньги – вне времени, поэтому и актуальны. Мы постоянно встречаем персонажей, которые стремительно поменялись, заполучил и большие деньги, и большую власть. Подчас, хорошие знакомые их даже перестают узнавать.
— Не менее значимые вопросы поднимались ведь и в работе с Юрием Морозом над «Братьями Карамазовыми Достоевского. А потом вы как-то обмолвились, что сегодня роль Ивана сделали бы совершенно по другому. В чем отличие, интересно?
— Мы меняемся, накапливается опыт, в чем числе и отцовский. Ивана следовало бы, как мне кажется сегодня, делать более экспрессивно, человеком переживающим за отца. Тогда мне казалось, что этот персонаж закрыт, у него все происходит внутри. Но в чрезмерной замкнутости обычно таится причина сумасшествия. Вообще, история, написанная Достоевским – бездонна. И было бы любопытно проследить за тем, как один и тот же артист играет одну и ту же роль через временные отрезки, исходя из своего собственного духовного и профессионального развития.
— А про «Оптимистов» что скажете? Вам достаточно часто предлагают роли кгбэшников, обычно вы отказываетесь, а тут согласились. Почему?
— Талантливая компания, возглавляемая Валерием Тодоровским, режиссером-постановщиком этой картины Алексеем Попогребским и сценаристом Михаилом Идовым еще уже на этапе сценария сделали моего героя объемным. В линии персонажа есть интересный разворот: он — такая же жертва системы, шестеренка, которая в момент может быть уничтожена. Артисту всегда интересно такое сыграть.
— И последний вопрос: стала ли Москва, за те годы, что вы в ней живете, вашим родным городом?
— Я Москву очень люблю. Замоскворечье, Ордынка, Полянка… Люблю Арбатские переулочки, Патриаршие пруды – вот эта Москва невероятно уютная и любимая. И, конечно, своя.
Елена Булова.
Сообщение Елена Булова. Анатолий Белый не снимается в фильмах, которые ему не нравятся появились сначала на Московская правда.