Крым: «Таврида», оставшись без лесополос, покрылась свинцом и цинком
Только по официальным подсчетам с начала года полуостров принял больше пяти миллионов туристов. Понятное дело, абсолютное большинство прибыло летом. 5.000.000 - это данные на конец июля, а ведь высокий сезон августа-сентября едва стартовал.
«Туризм становится экологической угрозой для Крыма. Самые серьезные проблемы - отсутствие мусороперерабатывающих комплексов, дефицит воды и сброс неочищенных канализационных стоков в море», - заявила заведующая кафедрой геоэкологии Таврической академии КФУ, кандидат наук Татьяна Бобра. По утверждению ученых, экосистема прибрежного и горного Крыма уже получила т.н. «одномоментный антропогенный удар».
Однако есть еще один кошмар, который в буквальном смысле убивает один из главных символов российского возрождения этой земли. Автомобильная дорога федерального значения А-291, она же «Таврида», была открыта ровно год назад. Времени оказалось достаточно, чтобы в придорожной зоне превышение показателей содержание свинца и цинка выросло в разы.
«Крым в 2020-м посетили 6,9 млн. туристов, к 2025-му турпоток должен выйти на цифру 10 млн. в год», - обрисовал задачу президент России Владимир Путин. Вполне реально, особенно если учесть, что годом раньше, накануне пандемии, тут приняли восемь миллионов.
Однако вернемся в нынешний сезон. Единственная воздушная гавань Крыма, аэропорт «Симферополь» за первые шесть месяцев принял и отправил 2,536 миллиона пассажиров, что в три раза выше прошлогоднего показателя. Цифры за июнь – 1.216.143 человек. Количество железнодорожных пассажиров где-то в два раза меньше. И где же остальные, минимум три миллиона?
Они едут на машинах. Со всей России, от Питера и Мурманска до Кургана и Хабаровска – мчатся на вожделенные крымские пляжи. В такой всероссийский автопоток можно не верить, но это реальность отечественного бытия. Естественно, впереди Москва, Подмосковье и Питер. Дикие моторизированные колонны концентрируются на подъездах Кубани, чтобы рвануть через Крымский мост. А дальше одна дорога – замечательная «Таврида».
Вот принципиальная подробность. Имеем единственную современную трассу Керчь-Симферополь-Севастополь, по которой полуостров можно пересечь за три часа. Это реально кайф, и куда быстрей курортников его прочувствовал местный народ. Как результат, кроме материковых авто, «Таврида» забита крымскими легковушками, фурами, автобусами.
Очередное августовское исследование допустимых концентраций вредных веществ в почве вдоль трассы Крымский федеральный университет провел под Бахчисараем, у села под названием Приятное Свидание. Замечательной красоты места, где по всему юго-западному горизонту встают очертания горных вершин, и кажется, что уже пахнет морем.
Увы, только кажется. На самом деле, обочины Приятного Свидания загрязнены свинцом в два раза больше предельно допустимой нормы. За допустимой гранью - показатели цинка. Оба вещества относятся к первому классу опасности. Кроме того, в пятиметровой придорожной зоне специалисты КФУ выявили медь, кобальт, кадмий и железо.
Не надо особых экспертиз, чтобы понять – подобная дрянь попала в почву благодаря «накопительному эффекту при эксплуатации дороги». Причем хватило одного года, чтобы концентрация загрязняющих веществ на «Тавриде» стала реально опасной. Анализ по загрязнению почвы бензапиреном и нефтепродуктами не проводился, хотя спрогнозировать результаты нетрудно.
Уточним, Бахчисарайская зона, где были проведены нынешние университетские исследования, принимает на себя относительно малую толику экологического удара. Достаточно посмотреть на карту – значительная часть материкового курортного автотрафика сворачивает с трассы раньше, еще у Симферополя, откуда идет на Алушту и Ялту.
Осталось понять, почему на лучшую магистраль Крыма обрушилась такая беда. Ответ предельно прост. На общем протяжении 250-километровой «Тавриды» нет ни одной придорожной заградительной лесополосы. Во время строительства вырубили все, что мешало, и до сих пор не посадили ни одного дерева.
Еще в июне замминистра экологии республики Владимир Капитонов подтвердил грустный факт – обещанной «зеленой стены» вдоль «Тавриды» не будет. «Во-первых, есть нормы по борьбе с терроризмом – должна быть открытая трасса и видимость от нее, - заявил высокопоставленный симферопольский чиновник. - Во-вторых, специалисты дорожного мастерства говорят, что лесополосы убивают дорожное полотно».
По поводу злодеев-террористов возразить нечего. Нельзя допустить, чтобы бородачи в камуфляже целились гранатометом из какой-нибудь придорожной акации. Однако второй аргумент кажется, мягко говоря, сомнительным. Например, два последних столетия лесополосы высаживали по обочинам практически всех основных крымских трасс. Не важно, степь или горы - практика показала, что вековые деревья существенного вреда дорогам не приносят. Хотя реально спасают от летней жары и зимних снежных буранов. Точно так же спасут от загрязнения вредными химическими веществами.
Еще три года назад Госкомитет дорожного хозяйства Республики Крым официально сообщал, что озеленять «Тавриду» начнут сразу после введения трассы в эксплуатацию. На благое дело были аккумулированы 240 миллионов рублей – как компенсация за вырубку деревьев при строительных работах.
«Высадка зеленых насаждений вдоль нашей трассы — одна из актуальнейших задач для крымской экологии, значимость которой понятна и для властей, и для общественности. Объект, который стал известен во всем мире, конечно, должен быть образцовым в плане инженерных и экологических решений, а озеленение играет тут важнейшую роль», — подчеркивал президент Крымской академии наук, один из руководителей регионального штаба Общероссийского народного фронта Виктор Тарасенко. Он напомнил катастрофу 2012 года, когда грандиозная песчаная буря переворачивала машины и блокировала движение транспорта.
В проекте федеральной автодороги А-291 действительно предусматривалась высадка больше 300 тыс. деревьев и кустарников. На сегодняшний день нет ничего. В лучшем случае, на обочинах некоторых населенных пунктов выросли шумозащитные экраны. Ходила молва, что вместо деревьев появятся кусты лаванды – живого символа Крыма. Минсельхоз РК даже анонсировал проект с громким названием «Лавандовый пояс Тавриды». Увы, за минувшие осень-весну придорожная лаванда тоже превратилась в миф.
По мнению независимых экспертов, программа высадки придорожных лесополос провалилась вовсе не из-за террористической угрозы. И тем более бредом кажутся утверждения, якобы древесные корни способны нанести вред мощному асфальтобетону. Реальный расклад гораздо проще. Звериный оскал капитализма - практически по всей протяженности новой дороги сразу за отбойниками идет частная земля. Бескрайние поля пшеницы лучших твердых сортов, сады и виноградники приносят очень серьезный доход. Особенно если учесть нынешний ошеломительный скачок мировых цен на сельхозпродукцию.
По самым скромным подсчетам, для озеленения «Тавриды» потребовалось бы 700.000 гектаров окрестных угодий. Крымские землевладельцы напрочь отказываются их отдавать, даже с учетом выкупа. Впрочем, если откровенно, денег на выкупные платежи у правительства Крыма нет. Ну а 170-миллиардная стоимость трассы и без того легла тяжелым бременем на федеральный бюджет России.