Сомневаться нельзя доверять. Что не так с экологической статистикой Юга и Кавказа?
Согласно исследованию с использованием данных Росстата, в 2020 году в России было выброшено почти 17 млн тонн вредных веществ – это на 2% меньше, чем годом ранее. Это даёт повод специалистам сделать вывод о некотором очищении окружающей среды из-за коронавирусных ограничений. При этом за первое полугодие текущего года в России зафиксировали максимум случаев высокого загрязнения воздуха за последние 17 лет – в течение шести месяцев вредные вещества превышали допустимую концентрацию в 10 и более раз в 181 случае.
— Подписывайтесь на наш телеграм-канал!
Число вредных производств в стране за 2020 год выросло почти на четверть – сейчас их насчитывается 113,8 тысяч. В лидерах по темпам прироста оказался аннексированный Севастополь (+258%), а на втором месте расположилась Чечня – в республике насчитали 65 загрязняющих воздух производств, тогда как годом ранее этот показатель был почти в 3,5 раза ниже. По мнению авторов исследования, причина такой динамики заключается в слабом развитии регионов.
По абсолютному росту загрязнителей в первых рядах, напротив, находятся субъекты с развитой экономикой, и возглавляет их Краснодарский край. За год здесь стало на 1984 "грязных" завода больше, что существенно превысило показатели Московской области (+1218 организаций). Третье место в рейтинге заняла Ростовская область – здесь число загрязняющих атмосферу производств выросло на 772.
Кубань также попала в компанию северных, традиционно промышленных регионов страны по объемам выбросов: уступив таким гигантам, как Красноярский край и Челябинская область, Краснодарский край занял восьмую строчку рейтинга с результатом в 415 тысяч тонн вредных веществ, выброшенных в воздух за год.
Неутешительные выводы специалистов коснулись и Северной Осетии – там загрязнение воздуха выросло на 40%. Напротив, лидером по сокращению вредных выбросов в 2020 году стала Ингушетия – их объем упал на 77,5%, до 1,8 тысячи тонн. На втором месте находится Калмыкия (–61%, до 2,5 тысяч тонн), а Дагестан занял восьмую строчку с сокращением на 24%. Однако специалисты признают, что удельный вес этих регионов в общем объеме загрязнений по стране слишком мал, чтобы это существенно отразилось на общей картине.
По мнению президента FinExpertiza Global Елены Трубниковой, противоречащие выводы исследования связаны с уточнением методов сбора статистики и "выходом из тени огромного числа производств, которые ранее попросту не сдавали экологическую отчётность".
"Не исключено, что фактическое число предприятий-загрязнителей окажется еще выше, и уже в текущем году природоохранные инспекторы обнаружат новых "уклонистов", – считает Трубникова.
Опрошенные Кавказ.Реалии экоактивисты сошлись на мнении, что официальные данные по выбросам не вызывают большого доверия.
"Меняется методика – меняются цифры, это постоянная история. Кроме того, данные основываются на том, что предоставляют сами предприятия-загрязнители, а у них есть десятки способов, как этими данными манипулировать. И проверить истинность этих сведений невозможно. Единственное, что можно достоверно установить, – количество компаний-загрязнителей", – рассказал Кавказ.Реалии руководитель организации "Гражданская инициатива против экологической преступности" Дмитрий Шевченко.
По его словам, Краснодарский край и Ростовская область показали наибольший прирост "грязных" производств в прошлом году, потому что на Юге наблюдается бум производств первичной обработки сырья на экспорт.
"Подозреваю, что Ингушетия показала [спад], потому что там предприятий раз-два и обчёлся. В пандемию кто-то из них закрылся – вот показатели и упали по всей республике. Думаю, это временное явление. В Чечне, скорее всего, предприятия работали в серой зоне, не подавали никакие отчёты в силу специфичности государственного контроля в этом регионе", – сказал Шевченко.
Эксперт признал, что атмосфера стала чище в пандемию по многим показателям – в частности, упало содержание в воздухе твёрдых частиц и углекислого газа, но это несёт лишь временный эффект, который не сказывается на общем положении дел. Экономика пройдет восстановительный этап и не только компенсирует то, что было "недовыброшено" в среду, но и превысит эти показатели, считает Шевченко.
"При этом официальная статистика не учитывает очень важные данные, что сильно искажает картинку. Мы говорим о выбросах стационарных источников, а для Юга России характерны также выбросы от нестационарных, например, сельского хозяйства. Для Краснодарского края, по нашим подсчётам, сжигание рисовой соломы является причиной загрязнения в объёме, который превышает совокупное промышленное загрязнение. И эти данные нигде не учитываются", – рассказал активист.
То же подтвердил и сотрудник органа госстатистики в Ростовской области, пожелавший остаться анонимным.
"Охватить полностью и объективно все вредные выбросы даже по одному региону достаточно проблематично, а каждый субъект имеет свою специфику. К сожалению, пока сложно создать безошибочную систему замера выбросов при пожарах на полях, например, которые случаются у нас каждую неделю", – сказал он.
По мнению экологистки Ники Чеченко, ответственность за загрязнение атмосферы в основном лежит на госкорпорациях и власти – усилия только активистов тут недостаточны.
"На Черноморском побережье планируется построить восемь химических заводов. Не думаю, что Юг такими темпами продолжит славиться природными курортами и чистым воздухом. В Кавминводах до сих пор функционирует мусоросжигательный завод 70-х годов, стоит ли говорить о системе очистки? Вдобавок власти пытаются обойти федеральную петицию против мусоросжигания. Курс на "зелёную" энергетику до сих пор не взят, а прибыль хотят получать здесь и сейчас без мыслей о последствиях. Можно сколько угодно начинать с себя, но мы живём в системе и со стороны государства просто нечестно принимать "неустойчивые" решения", – считает Чеченко.
***
По данным Росстата, всего в 2020 году в воздух было выброшено 22,2 млн тонн вредных веществ, лишь 5,3 млн тонн из них приходятся на нестационарные источники загрязнения. В основном в воздух попадают оксид углерода (усиливает парниковый эффект), углеводороды (токсичны) и диоксид серы (образует кислотные дожди).
В 2020 году Россия направила на охрану атмосферного воздуха 63,9 миллиарда рублей, эта сумма растет с 2012 года. При этом в стране были введены в строй установки, анализирующие состав воздуха, общей мощностью всего 1,9 тысячи кубических метров в час – это один из самых низких результатов за последние 20 лет. Меньше было только в 2016 году – тогда анализировалось только 1,5 тысячи.
Главные новости Северного Кавказа и Юга России – в одном приложении! Загрузите Кавказ.Реалии на свой смартфон или планшет, чтобы быть в курсе самого важного: мы есть и в Google Play, и в Apple Store.