Шариковы в вышиванках стали угрожать российским археологам
Так называемая украинская «прокуратура автономной республики Крым» занялась массовым возбуждением уголовных дел на ученых-археологов, занятых в работах по сохранению культурного наследия полуострова. «Расследования» собираются проводить, в том числе, по объектам, исследование которых продолжается десятилетиями.
При этом на самой Украине, по словам экспертов, состояние охраны археологического наследия просто катастрофическое. «Черные археологи» открыто раскапывают огромные курганы с использованием строительной техники, а спецслужбисты рассказывают прессе о том, что с незалежной за несколько тысяч евро можно вывести за рубеж даже… останки мамонта.
Фейковая украинская прокуратура утверждает, что «расследует нарушения» на таких объектах Крыма, как церковь Иоанна Предтечи, Доковая башня, башня Константина, древнее поселение вблизи Феодосии, античное городище Китей, древний город Акра, античный некрополь, поселение Кыз-Аул, крепость «Керчь» и старинное поселение Боспорского Царства. Киевские чиновники насчитали около 70 фактов подобных «нарушений».
Ранее, в 2019-2020 годах украинский режим ввел санкции против ряда археологов и научных организаций, работавших в Крыму. Это Таврическое археологическое сообщество, Институт археологии Крыма РАН, Крымский федеральный университет имени Вернадского и другие организации. Конечно, санкции не принесли украинским властям никакого эффекта, кроме внутреннего пиара.
Требования прекратить раскопки в Крыму местные археологи назвали бессмысленными. Агентство «Интерфакс» опубликовало тогда комментарий директора Института археологии Крыма Российской академии наук Вадима Майко, заявившего, что не нравящиеся официальному Киеву раскопки на территории Альминской долины Крыма проводятся в течение как минимум четверти века, и требовать прекратить их – странно.
«Это, на мой взгляд, совершенно бессмысленные действия, они ни к чему не ведут. Как проводили раскопки на территории Крыма профессионалы, так и проводят. Никакие комментарии МИД Украины эту работу не остановят… Это непродуктивно, не способствует научным контактам, которые как были, так и остаются. На уровне неофициального общения они есть. Мы все друг друга давно знаем, занимаемся одним и тем же делом», — прокомментировал попытки Киева оказывать давление на крымских археологов Вадим Майко.
Теперь же киевские власти перешли от угроз и санкций к конкретным уголовным делам, которые они квалифицируют по статьям 298 (незаконные археологические раскопки) и 438 (нарушение обычаев войны). Звучит абсурдно, но абсурд уже семь лет является для постмайданной Украины естественным состоянием.
При этом даже в домайданный период археология и культурное наследие киевские власти особо не интересовали. Ведь последствия украинского правления в Крыму органы охраны культурного наследия расхлебывают до сих пор. Так, например, в Севастополе под индивидуальным жилищным строительством оказался… сарматский могильник Бельбек-4. Пользуясь выданными еще украинскими властями разрешениями, состоятельные граждане спокойно возводили свои виллы на уникальном памятнике археологии. Возникла коллизия — с одной стороны, уничтожение неповторимого культурного наследия выходит за рамки как закона, так и морали, с другой — владельцы земли делают невинные глаза и утверждают, что разрешения оформляли «по закону», а нормативная база 2014 года гарантирует имущественные права всем добросовестным собственникам… И такой случай — далеко не единственный в своем роде.
А что было бы с крымскими объектами культурного наследия, окажись полуостров после Евромайдана под контролем Киева, легко представить себе, разобравшись с нынешними украинскими «археологическими реалиями».
Недавно в незалежной возник скандал, связанный с тем, что группа преступников с использованием экскаваторов и другой строительной техники на глазах у всех уничтожила редчайший памятник — «царский» скифский курган в Николаевской области. Как писали киевские СМИ, «черные археологи» открыто работали несколько недель, используя при этом две единицы тяжелой техники. Ни местные жители, ни правоохранительные органы незаконные раскопки почему-то «не замечали». По информации общественных активистов, преступники трудились под покровительством руководителей органов местного самоуправления.
После этого вопиющего случая журналистским расследованием преступлений «черных археологов» занялось издание «Страна.UA». Вскрытые им факты просто шокируют.
«Рынок древностей в Украине по сравнению с западным очень узок. Украинские коллекционеры не предлагают хорошие цены за редкие предметы, наши бизнесмены жадные и невежественные. Предпочитают собирать произведения искусства, которые ценятся на Западе. Был случай, когда мне в руки попала скифская золотая фибула, застежка в зверином стиле. Украинские коллекционеры предлагали мне за нее в два раза меньше, чем я получил, вывезя фибулу в Чехию», — привела тогда «Страна.UA» слова одного из украинских скупщиков древних артефактов.
По его словам, самым большим спросом у скупщиков краденых древностей пользуются скифские и древнегреческие предметы — как раз то, что украинские преступники раньше могли добывать в Крыму.
Разграбление памятников на Украине поставлено на профессиональную основу: «черные археологи» изучают научные публикации, работают в музеях и архивах, приобретают дорогостоящее оборудование. Чтобы «снять сливки», они раскапывают древние городища и могильники, разрушая бесценный культурный слой.
Несмотря на то что разграбление археологических памятников на незалежной носит тотальный характер, журналисты «Страны» нашли в реестрах всего пять уголовных дел, возбужденных по подобным фактам. И в этом нет ничего удивительного: черных археологов «крышуют» полиция, таможенники и пограничники, а если в правоохранительных органах даже найдется кто-то честный, в качестве доказательств по делу требуются сложные и дорогостоящие экспертизы, которые в украинских реалиях провести практически невозможно.
«Откат таможенников за провоз предметов, представляющих интерес для западных коллекционеров, колеблется от 2 до 5 тысяч евро. За эти деньги из Украины можно хоть мумию мамонта вывезти. Таможенники и пограничники задерживают только мелких, неорганизованных контрабандистов древностей. Крупные контрабандисты поставили на поток вывоз исторических предметов», — цитирует «Страна.UA» слова своего собеседника из числа сотрудников украинских спецслужб.
Кстати, по информации издания, с грабителями «царского» кургана в Николаевской области был связан один из известных украинских национал-патриотов из Одессы, отметившийся ранее в нападениях на мероприятия оппозиционных политических сил. Такая себе «любовь к родине» по-майдановски: носить вышиванку и уничтожать бесценное культурное наследие своей страны.
«Предметы, которые грабят из археологических объектов черные копатели, это не грибы. И не вырастут снова на голом месте. Украина каждый год теряет колоссальный объем исторического наследия. Это огромный урон не только для науки, но и в целом для государства. Дошло уже до того, что на форумах сами черные копатели жалуются, что многие предметы древности стали огромной редкостью, мол, сами достать не могут, даже на заказ. Причем занимаются мародерством организованные группы черных копателей, мелкие искатели с металлодетекторами здесь ни при чем. Есть информация, что к организованному грабежу объектов археологического и исторического наследия причастна полиция, которая крышует черных копателей. Как говорится, что охраняю, то и ем», — рассказал «Стране.UA» доктор исторических наук, археолог Андрей Красножон.
Тем временем официальные украинские археологи конкурировать с бандитами не могут. В государственном бюджете денег на раскопки нет, а даже если ученым самим удается добыть каким-то образом средства (в частности, иногда исследования заказывают крупные застройщики) — министерство культуры тормозит с выдачей соответствующих разрешений.
В июле текущего года украинские СМИ писали о том, что из-за позиции исполнительных органов власти в последнее время в незалежной сорвались около 200 археологических исследований.
Таким образом, попытки официального Киева оказывать давление на российских археологов, работающих в Крыму, — это проявление безграничного лицемерия и цинизма. Анархо-нацистский режим, не способный защитить от «патриотических уголовников» и собственных силовиков даже археологические памятники, находящиеся на подконтрольных ему территориях, объявляет войну ученым, изучающим и сохраняющим культурное наследие спасшегося от бандеризаторов полуострова. Коллективный Шариков в вышиванке торжествует…
Источник: «Столетие»