Элитам России выгодно сохранять ограничения по коронавирусу
Весь мир сейчас условно можно разделить на два больших лагеря: одни страны стремятся к снятию коронавирусных ограничений и возвращению к нормальной жизни, другие —напротив, используют локдаун для максимального усиления контроля над населением.
Обозреватель ForPost Павел Кухмиров отнес к первым, например, Индию, которая открывается для туристов и даже готова первым 500 тысячам гостей выдать бесплатные визы.
Вторая часть мира — а это, прежде всего, Америка и Европа — стремится максимально сохранить контроль. И делается это даже не для зарабатывания на вакцинации и прочих сопутствующих пандемии возможностях, но для сохранения капитализма, который пребывает в глубоком кризисе, уверен Кухмиров.
Об этом подробнее читайте в колонке Павла Кухмирова на ForPost «Весь мир в заложниках: COVID-19 и новая опиумная война».
Если принять эту модель за основу, возникает вопрос, а к какому «лагерю» отнести Россию?
С этим вопросом ForPost обратился к кандидату политических наук, доценту кафедры геополитики МГУ им. М.В. Ломоносова Ивану Чихареву.
Он напомнил о неомарксисте Иммануиле Валлерстайне (американский социолог, политолог и философ-неомарксист, - прим.), который говорил о кризисе капитализма.
По его версии мир делится на три категории: ядро, полупериферия и периферия.
Ядро — это развитые капиталистические страны (Европа, США), это эксплуатирующие буржуа.
Периферия — это страны типа Индии, которая хотя и стремительно развивается, но всё еще никак не выберется с низкого стартового уровня. К периферии относятся и латиноамериканские государства. Это страны, эксплуатируемые ядром.
Полупериферия — это государства, которые, с одной стороны, содержат капиталистический класс, связанный с транснациональными элитами, но при этом здесь большинство населения относится к эксплуатируемому классу, а также ведется ресурсная эксплуатация (ввоз капитала, вывоз товара).
Читайте по теме: К Севастополю подбирается четвёртая волна коронавируса.
«В России, конечно, двойственное положение. Это полупериферия. Но если выбирать «или-или», то ковидные ограничения для российского правящего класса, скорее, полезны и выгодны. Потому что через это строится обоснование того, что экономическое положение ухудшается. Но в нашем случае это не столько средство контроля, сколько средство оправдания. Если раньше оправдывали санкциями (хотя этот фактор продолжает действовать, но уже не служит оправданием), то сейчас говорят, что всем плохо, потому что коронавирус», — объясняет политолог.
Чихарев отметил, что в России есть «разного рода проявления, по которым сейчас всё очень тяжело».
Например, после выборов предсказывают кратное повышение цен на товары, которое до этого просто сдерживали.
«Всё это можно будет обосновать «новой волной», хотя на практике это означает экономический кризис, который вызван — если рассуждать в марксистской логике — именно кризисом капитализма. Поэтому мы ближе к странам, которым с точки зрения властных и бизнес-элит ограничения нужно сохранять как средство контроля над умонастроениями», — пояснил политолог.
Андрей Мединский